ЛЕТОМ ЭТОГО ГОДА 90-ЛЕТИЕ ОТМЕТИЛ БЫ ВЕЛИКИЙ СОВЕТСКИЙ РЕЖИССЁР ТЕАТРА И КИНО, ПЕДАГОГ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ РСФСР АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЭФРОС (1925-1987).
В начале июня в интернете пользователи активно поздравляли режиссёра с юбилеем, наивно полагая, что он родился 3 июня. Во многих источниках действительно фигурирует эта дата, но в Бахрушинском музее информацию опровергли, ссылаясь на имеющиеся у них архивы, а также неоднократные заявления его сына Дмитрия Крымова. Официальная дата рождения Анатолия Васильевича Эфроса – 3 июля 1925 года. Кстати, к юбилею Маэстро в здании театрального музея была организована специальная программа мероприятий «Анатолий Эфрос. Пространство мастер-класса», в рамках которой выступили такие театральные деятели, как Алексей Бартошевич, Инна Соловьева, Алексей Бородин, Юрий Бутусов, Римас Туминас, Сергей Женовач и Дмитрий Крымов.
Анатолий Эфрос окончил режиссёрский факультет ГИТИСа в 1950 году (мастерская Н. В. Петрова и М. О. Кнебель) и несколько лет был режиссёром Рязанского драматического театра. В 1954 году он был приглашён в Центральный детский театр (ЦДТ), в 1963 году возглавил Московский театр им. Ленинского комсомола (Ленком), в 1967 году был назначен одним из режиссёров Театра на Малой Бронной, а в 1984 стал главным режиссёром Театра на Таганке. Его насыщенная и разнообразная жизнь имела много подъёмов и падений.
Когда Анатолий Эфрос пришёл в ЦДТ, директором, а чуть позже и художественным руководителем театра, был Константин Язонович Шах-Азизов, который приглашал лучших режиссёров и актёров — выпускников школы-студии МХАТ. Так в театре уже работали Мария Кнебель, драматург Виктор Розов, актёр Олег Ефремов. Позже Эфрос пригласил молодых актёров Олега Табакова и Льва Дурова. «Первый спектакль Анатолия Васильевича, который я увидел, был «Друг мой, Колька» по пьесе А. Хмелика, – рассказал художественный руководитель молодёжного театра (бывший ЦДТ) Алексей Бородин на своём мастер-классе. – Вот это впечатление, когда вся орава молодых актёров выскочила на сцену, это было какое-то непрерывное действо, яркое и живое. Столько лет прошло, а всё перед глазами». При Анатолии Эфросе ЦДТ перестал быть исключительно детским театром, одна за другой выходили спектакли по современным пьесам на острые социально-значимые темы. Театр стал одним из самых популярных и интересных мест в столице.
Возглавив Ленком, Эфрос продолжил ставить современных режиссёров – В. Розова, А. Арбузова и Э. Радзинского, но и не забывал про классиков. Спектакли Анатолия Эфроса гремели по всей Москве: «Снимается кино», «Мой бедный Марат», «Мольер», «Чайка», «В день свадьбы». При нём в театр пришли А. Збруев, В. Гафт, М. Державин, О. Яковлева, А. Ширвиндт. «Он мог долгое время ходить с книгой в руках, уже знал текст наизусть, но всё равно перечитывал. А потом однажды закрывал книгу, клал на неё ладонь и говорил: «Спасибо», – поделился своими воспоминаниями об Эфросе на мастер-классе Римас Туминас, художественный руководитель государственного академического театра им. Е. Вахтангова. За время работы в Ленкоме Анатолию Эфросу удалось вернуть в театр массового зрителя и это одна из главных его заслуг. Он был приглашён в театр при Н. Хрущёве, однако вскоре к власти пришёл Л. Брежнев и не смог простить аполитичность режиссёра, который считал театр вне политики. Когда в 1967 году вся страна отмечала 50-летие Октябрьской революции, Анатолий Эфрос единственный не поставил в театре к этому событию юбилейного произведения. Вскоре он был уволен из Ленкома.
В московском драматическом театре на Малой Бронной Анатолий Эфрос проработал семнадцать лет. С ним из Ленкома в знак солидарности перешли 11 актёров, в том числе и его любимая актриса Ольга Яковлева. Первые его постановки «Три сестры» А. Чехова и «Обольститель Колобашкин» по пьесе Э. Радзинского подвергались резкой критике и были запрещены. На этой почве с А. Эфросом случился первый инфаркт. Он пересмотрел свои предпочтения в постановке современных остросоциальных пьес и последующие годы стал ставить русскую и зарубежную классику. Внутри театра на Малой Бронной появился театр со своим художественным направлением, «театр Эфроса», как называл его театральный критик Н. Берковский. В 1973 году Анатолий Эфрос снимает фильм «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» с Юрием Любимовым в главной роли. Тема затравленного властью драматурга была близка обоим режиссёрам. Но спустя несколько лет между ними возникает ссора из-за спектакля «Вишнёвый сад» А. Чехова: в 1975 году выходят две премьеры с разницей в несколько месяцев – в постановке Ю. Любимова и в постановке А Эфроса. С 1979 года у Анатолия Эфроса начались проблемы: друг за другом выходили неудачные спектакли, подорвавшие его авторитет среди зрителей и актёров. В 1984 году А. Эфрос покинул театр.
В этом же году был издан указ об освобождении Ю. Любимова с поста художественного руководителя театра на Таганке «в связи с неисполнением своих служебных обязанностей без уважительных причин» (Любимов задержался на лечении в Англии). Его место занял Анатолий Эфрос. Многие актёры очень негативно отнеслись к новому руководителю, некоторые даже покинули театр. Спектакли продолжали выходить, но не было живой и эмоциональной игры. Спустя год Эфрос ушёл, подписав коллективное письмо актёров театра в поддержку возвращения Ю. Любимова. Психологические и эмоциональные переживания, которые испытал Анатолий Эфрос в этот период, косвенно послужили причиной ещё одного инфаркта, повлёкшего его смерть 13 января 1987 года.
Анатолий Эфрос внёс огромный вклад в развитие театрального искусства нашей страны. Он дал сценическую жизнь пьесам многих современных драматургов, таких как Виктор Розов («В добрый час!», «В поисках радости»), Алексей Арбузов («Мой бедный Марат», «Счастливые дни несчастливого человека»), Эдвард Радзинский («104 страницы про любовь», «Снимается кино»), Игнатий Дворецкий («Человек со стороны», «Директор театра»). Многие его постановки русских классических произведений стали легендарными: «Женитьба» Н. Гоголя, «Месяц в деревне» И. Тургенева и «Три сестры» А. Чехова. Как и постановки зарубежных авторов: «Тартюф» по пьесе Жан-Батиста Мольера или «Отелло» по пьесе Уильяма Шекспира. Его ученики – это известные актёры театра и кино, режиссёры и телеведущие: Лев Дуров, Валентин Гафт, Николай Волков, Ольга Яковлева, Леонид Броневой, Михаил Ширвиндт, Михаил Державин, Алексей Петренко, Елена Коренева, Станислав Любшин. Этот список его достижений можно продолжать бесконечно, как и повторять слова благодарности великому режиссёру – «Спасибо».
Комментарии: |
4 комментария. Оставить новый
«О мертвых либо хорошо, либо ничего» — некстати вспоминает он, спутав при этом Ветхий завет с древнеримской максимой. Но поскольку он сам обратился к античности, как тут не прийти на ум эзоповой басне о мертвом льве.
Приходится довольствоваться крохами, которыми любезно потчуют нас средства массовой информации. Статьи, рецензии, теле- и радиоматериалы вкупе с набором сверхдостоверных сплетен вот что составляет основу наших представлений о великом советском театре. Но формируемый данным способом эрзац-театр не всегда служит прямым воплощением действительности, а до недавнего времени вообще представлял собой кошмарный слепок, изготовленный в Королевстве кривых зеркал.
Особенно много домыслов и версий рождала остросюжетная история знаменитого Театра на Таганке. Действительность и ложь, вероятность и криминальная фантастика переплелись в ней причудливым клубком, чему в немалой степени способствовало тенденциозное рвение театральной критики.
«О мертвых либо хорошо, либо ничего» — некстати вспоминает он, спутав при этом Ветхий завет с древнеримской максимой. Но поскольку он сам обратился к античности, как тут не прийти на ум эзоповой басне о мертвом льве.