Ах, как красиво закончилось повествование шекспировской «Ромео и Джульетты»! Обе семьи над могилой своих детей забыли о ненависти, вражде, распрях и вмиг стали самыми добрыми, порядочными и честными людьми. Не слишком ли это сказочный финал?
Могут ли люди, всю жизнь находящиеся под гнётом войны, так быстро образумиться и взять себя в руки? Смогут ли они скорбеть о потерях, а не думать о мести? Станут ли человечнее или сохранят свой эгоизм?
Эти вопросы по кругу всплывают в голове при просмотре спектакля по одноимённой пьесе Григория Горина «Чума на оба ваши дома», премьерой которого открыл свой 20-ый юбилейный сезон театр под руководством Армена Джигарханяна.
Чему положено, то пусть исполнится!…
Что суждено, того не миновать…
Ах, серенада, ты, как я, – невольница!
Хочу тебе свободу даровать!!
Григорий Горин «Чума на оба ваши дома»
События в спектакле разворачиваются в Вероне сразу после смерти отпрысков «двух равно уважаемых семей». Уже на похоронах снова разгораются страсти, ругань, споры, оскорбления, и единственные, кто, казалось бы, сохранили хоть крупицу благоразумия – это священник Лоренцо (Анатолий Федоренко), обвенчавший в своё время погибших, и герцог Веронский (Кирилл Анисимов), тщетно старающийся урезонить воюющие семейства. Исчерпав все разумные доводы, во что бы то ни стало примирить два враждующих клана, породнив их кровно. Так он приказывает Монтекки подыскать жениха, а Капулетти – невесту.
Ослушаться приказа герцога никто не решается, и обе семьи, дабы хоть напоследок подложить свинью соперникам, начинают вспоминать самых неказистых и неприятных из своих родственников. Для роли жениха находят хромого-косого плута и афериста Антонио (Ибрагим Гагиев), а в невесты предлагают Розалину (Татьяна Мухина) – своенравную, дерзкую девушку, к тому же ещё и беременную. У каждого из них есть своя выгода, будь то богатое приданное и шанс начать новую жизнь или статус замужней дамы и признание законности ребёнка. Встретившись и обсудив перспективы совместной жизни, будущие супруги готовятся к торжеству.
В день свадьбы, когда весь город заранее празднует примирение враждовавших семей, выясняется, что Антонио уже женат и для заключения нового брака должен лично получить разрешение у епископа. С этой целью он покидает своих родственников, сильно разочарованных произошедшим, невесту, успевшую влюбиться в него, и Верону, оставив весь город в томительном ожидании. Вскоре на страну находит чума, которая приносит печальные известия о безвременной кончине жениха:
«В последний путь ушёл хромой Антонио, чтобы догнать ушедших до него…». Розалина остаётся невенчанной вдовой с ребёнком на руках.
Семьи вновь начинают соперничество и вражду за право опекунства над ребёнком, чьим крёстным отцом становится глубоко сочувствующий трагедии герцог Веронский. И Монтекки, и Капулетти стараются подольститься к правителю, выполняя все его указания и пожелания – ведь тот, кто будет иметь влияние на герцога, сможет со временем командовать всем городом. Стоило герцогу только намекнуть, что из его друга Джорджи (Анатолий Кот) получится отличный муж, как Розалину тут же за него сватают, даже не разобравшись, что человек этот подлец и бандит, а сама она всё ещё страстно любит Антонио.
Разумеется, чувства и пожелания Розалины никто никогда не учитывал, никто не интересовался, хочет ли она замуж – ведь она всего лишь пешка в междусемейных играх. И вскоре после женитьбы по городу расползаются слухи о муже-рогоносце, крайне неприятные как для самого новоиспёченного мужа, так и для герцога, который очень активно содействовал этому союзу. Тут уж правитель и сам не удерживает свою благочестивую маску и предлагает расправиться с внезапно появившимся любовником Розалины «старыми методами»: «Нарушьте принципы! Нельзя же, чтобы весь город злословил по вашему поводу… Да и меня это касается… Меня втянули в какую-то некрасивую историю…» Последний оплот разума и человечности, казалось бы, можно найти в монастыре у священника Лоренцо. Но и он, подобно всему городу, руководствуется не мыслью о помощи страждущим, а лишь тем, как его поступки выглядят со стороны, как они повлияют на его бессмертную душу. Он венчает людей противных друг другу и отказывает в помощи любящим. Он сетует не о смерти Ромео и Джульетты, а о собственной своей репутации: «Нельзя мне вновь ошибку совершить… И город наш не должен ошибиться».
Все персонажи рано или поздно проявили свою истинную сущность – одни не скрывали её изначально, другие отчаянно хотели казаться приличными, благоразумными. Те, кто с самого начала спектакля вызывал уважение и симпатию, на деле оказались не просто эгоистами, а подлыми лицемерами, пытающимися своим «непогрешимым» примером вести за собой жителей города. И очевидно, что с такими вождями Верона обречена, ведь даже самые уважаемые и достойные не готовы отказаться от личных потребностей и комфорта, ведь как было сказано в самом начале: «Зло не может перерасти в добро, оно способно лишь им притворяться!»
Сама пьеса наполнена очень жёстким и едким юмором, который прекрасно уловил и воссоздал в своём спектакле режиссёр Сергей Виноградов. На сцене всё очень строго и чётко: по моде 20-х годов. Декорации, под стать костюмам, очень аскетичные: 4 колонны с фонарями, ограждающие на сцене квадратное пространство, которое служит и городской площадью, и монастырём, и домами «двух равно уважаемых семей». Кажется, что актёрам такая сдержанная сценография даже помогает лучше раскрыть образы их героев. С первой сцены они вовлекают зрителей в спектакль, заставляя сопереживать и волноваться за судьбу героев. И так как финал у спектакля открытый, то каждый сможет решить для себя сам, победит ли эгоизм и в этот раз, или Верона сделает попытку исцелиться…
Текст: Мария Семенова
e—mail: m.semenova@brightmagazine.ru
Комментарии: |