Весной этого года в «Сатириконе» состоялась премьера спектакля по одноимённой пьесе Владимира Зайцева «Все оттенки голубого», написанная по мотивам реальных событий. Эта пьеса заняла первое место на фестивале современной драматургии «Драма. Новый Код» в Красноярске и попала в шорт-лист фестиваля молодой драматургии «Любимовка», проходившего в Москве.
Константин Райкин принял смелое решение обратиться к животрепещущей теме, очень больной для многих, являющейся буквально «красной тряпкой» для всех впечатлительных личностей. Конечно, в аннотации к постановке не пишется прямо о том, что речь пойдёт о гомосексуализме, но название и рейтинг «21+» непрозрачно намекают. И в спектакле зритель действительно увидит все оттенки столь скандального «голубого».
Действие подкрепляется великой музыкой Чайковского (видимо, как одного из именитых представителей гомосексуализма). Сначала звуки «Лебединого озера» вызывают страшное отторжение. Что это, насмешка? Ассоциировать одно с другим? Но чем дальше погружаетесь в историю, тем меньше об этом думается. В этой контрастности возникает ощущение, что музыка звучит в головах героев, отражает их эмоции и затаённые страхи. Отсылки к балету есть и в оформлении спектакля (Дмитрий Разумов): траурная драпировка;белые лебеди, проплывающие по сцене; роскошность и в то же время лаконичность в декорациях — всё это, хоть и с толикой фарса, указывает на скорую трагедию.
События в пьесе развиваются следующим образом: главный герой — подросток — осознает, что он гей, и проговаривается об этом родителям. Дальнейшие события основаны на конфликте отношений между поколениями, на нежелании принять реальность.
Спектакль начинается с того, что артисты садятся в один ряд, имитируя процесс читки пьесы, и всё первое действие держат внимание зала только сменой интонации в голосе и мимикой. Главный герой (Никита Смольянинов) рассказывает о детских годах, о первой школьной любви — девочке с двумя косичками. Зрители смеются: настолько забавны и милы эти воспоминания.
В рассказе он делится самым сокровенным: мы узнаем о том, как съездил в Петербург на школьную конференцию, где познакомился с мальчиком постарше. И тогда впервые узнал, что «такое и в жизни реально бывает!» — чувство симпатии к человеку своего пола. Его первый поцелуй с этим парнем. Монолог главного героя похож на исповедь.
Ожидающие откровенных сцен будут разочарованы — их нет. Как нет пошлости и наигранности в словах актёров. Вы проникаетесь их переживаниями и страхами, начинаете симпатизировать герою.
Но как только доходит дело до разговора с родителями, стулья отбрасываются, смех утихает. Отец и мать (Олег Тополянский, Агриппина Стеклова) говорят сыну, что решили развестись. В ответ на их неожиданное заявление он огорошивает их: «Мама, папа, я – гей!»
Немое удивление родителей. Шок. Попытки поговорить с ним, друг с другом. Отрицание, гнев… Взаимные упрёки. За этими эпизодами зритель забывает о причине раздора и видит обыкновенные семейные ссоры, знакомые каждому.
У артистов нет фальшивого повышения голоса или картинных взмахов руками — всё выглядит естественно и реалистично. Может, оттого так замирает сердце, что в их трагедии видится что-то своё?
Здесь «голубизна» героя отходит на второй план, не это главное. Родители, самые близкие люди, предают своего ребёнка, испугавшись реакции общества. Они терзают его, пытаясь выбить «засевшую в голове дурь» известными им способами: бабушка — через приобщение к искусству, отец — через проституток и врачей. Лишь мать, выносившая его под сердцем, пытается понять сына, но и она сдаётся под тяжестью непосильного для неё бремени.
Но это не пропаганда ЛГБТ: спектакль, как и пьеса, в первую очередь о человеческих взаимоотношениях. Зрителю демонстрируют не показных геев с противными голосами, а обыкновенного мальчишку, жизнь которого только-только началась. Может, причины его сегодняшнего выбора кроются в детстве. А может и нет. Его особенность могла пройти со временем, могла остаться. Непреодолимой проблемой стало отношение его близких, которые не смогли принять эту новость и смириться с ней. «Как жить с этим?!», — в сердцах восклицает отец героя.
Ответа нет. И в современном российском обществе нет ответа на этот вопрос. Мы не приучены к принятию подобных вестей. Заявляя о своей терпимости ко всем инакомыслящим, мы всё же отчаянно надеемся, что среди нашего окружения таковых не будет. Негласный нацизм XXI века.
Текст: Мария Четырина
Комментарии: |
3 комментария. Оставить новый
Для многих из нас большой помощью стала сама жизнь в Церкви – Исповедь, Причастие, общение с друзьями из церковной общины. Кстати, именно духовный отец в некотором смысле заменил некоторым из нас папу.
Хлорное удесятерение это полуночная взрослость. Покойные усмехаются наперекор пацифисту…
Такого нет. Если б кто-то открыто заявил, что он гей, многие бы просто не поняли. Но когда своим видом парень показывает, что он гей никакой реакции, всем пофиг.