Музей уличного искусства запускает цикл лекций об истории/обществе/искусстве в рамках выставки «Праздник к вам приходит». Образовательная программа инициирована в поддержку выставки этого сезона – «Праздник к вам приходит», созданной совместно с Гёте-институтом в Санкт-Петербурге. Лекции и творческие встречи будут проходить по четвергам в 19:30 и по субботам в 14:00.
Программа включает в себя дискуссии и лекции об истории и политике от известных ученых и общественных деятелей Санкт-Петербурга и Москвы, затрагивает разные аспекты и вопросы истории не только революционных лет, но и предшествующих и следующих за ними событий; об обществе и коммуникациях тогда и сейчас – вопросах приватности и слежки в послереволюционное время и отсутствии ее сегодня в цифровой среде. Также в качестве спикеров в проекте примут участие журналисты, художники, фотографы и арт-критики, которые расскажут о развитии граффити в СССР и творческом пути всемирно известных уличных художников.
Лекторий организован при поддержке издательства «Новое литературное обозрение»*.
ЧТ 29/06 19:30 РЕГИСТРАЦИЯ ПО ССЫЛКЕ
«Вождь революции как популярный бренд и символ: Керенский в массовой культуре и политическая цензура». Лектор – Борис Колоницкий, доктор исторических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН
Как именовать политических лидеров во время антимонархической революции? Какие чувства они должны пробуждать? Допустимо ли шутить по поводу политического руководства? Могут ли образы вождей служить объектом купли и продажи? Такие вопросы решали многие граждане России в 1917 году, и в этом культурном творчестве проявлялись некоторые важные черты Российской революции.
СБ 1/07 14:00 РЕГИСТРАЦИЯ ПО ССЫЛКЕ
«Инакомыслие в России через призму “черных кабинетов” (вторая половина XIX — начало XX века)». Лектор – Владлен Измозик, доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени проф. М. А. Бонч-Бруевича
Речь пойдет о деятельности «черных кабинетов», сотрудники которых систематически вскрывали переписку подданных государя, фиксировали состояние умов, выявляли заговоры, государственные преступления и просто случаи инакомыслия. Удавалось ли сохранять существование перлюстрации в тайне, или она была для всех «секретом Полишинеля»? Почему Александр II мог без колебаний арестовать автора адресованного ему лично письма, усмотрев в нем угрозу, но при этом не мог так поступить с подданным, чьи письма подвергались вскрытию?
СБ 1/07 16:00 РЕГИСТРАЦИЯ ПО ССЫЛКЕ
«Революция и наследие прошлого. Проблемы совместимости». Лектор – Павел Котляр, специалист по истории строительства и бытования императорских резиденций, бывший сотрудник ГМЗ «Петергоф» и ГМЗ «Царское Село»
В революционное время в огне дворянских усадеб и разрушаемых церквей Петропавловская крепость не повторила участи Бастилии, многие памятники монархам остались на пьедесталах, а в жилых покоях «Николая Кровавого» стали водить экскурсии. Мы поговорим об идейной базе политики 1917-1920-х гг. в области культурного наследия и неизбежных конфликтах, возникавших в этой сфере. Исторические памятники на службе идеологии или идеология советского государства как основа для сохранения «народного богатства»? Где проходила грань между высокими идеалами и конкретными имущественными интересами?
ВС 9/07 14:00 РЕГИСТРАЦИЯ ПО ССЫЛКЕ
«”Повесить бы подлого Витте… ”: российское общество, образы власти и судьбы реформ в поздней империи». Лектор – Элла Сагинадзе, кандидат исторических наук
Как обществом воспринимались реформы в канун революции? Почему в России до сих пор нет памятника Сергею Юльевичу Витте – одному из крупнейших российских реформаторов конца XIX — начала XX века, разработчику Манифеста 17 октября 1905 года, способствовавшего окончанию первой русской революции? Что представляло собой русское общество поздней империи, и какие политические вопросы его волновали? Имело ли общество статус и возможности, чтобы вмешиваться в публичную сферу? И что многообразие образов опального министра может рассказать о судьбе России в XX веке?
ЧТ 13/07 19:30 РЕГИСТРАЦИЯ ПО ССЫЛКЕ
«Синтез нового тела: вклад художника». Лектор – Александр Секацкий. Философ, публицист, писатель, кандидат философских наук, доцент СПбГУ
На лекции речь пойдет о том, как тело и телесность становятся приложением искусства: от татуировок и украшений до глубоких преобразований и выбора окончательного дизайна. Получит ли художник право, распоряжаться телом, используя пластическую хиурургия, как предположил киберпанк или современную инженерию? Как сойдутся на этом поле эстетика, метафизика, и право?
СБ 15/07 14:00 РЕГИСТРАЦИЯ ПО ССЫЛКЕ
«Фотография протеста: от Трафальгарской до Болотной».
Лектор – Давид Френкель, фотокорреспондент издания «Медиазона», публиковался в Новой газете, Медузе, Коммерсантъ, Frankfurter Allgemeine Zeitung, The Independent, BBC, etc.
Хотя фотожурналистика в первую очередь ассоциируется с вооруженными конфликтами, фотография гражданского протеста ничуть не уступает военной фотосъемке: ни по искренности эмоций, ни по важности запечатленных моментов истории. Зародившаяся во времена выступлений британских рабочих и суфражисток, фотография протеста рассказывает нам всю историю прошедшего столетия: революции начала ХХ века, движение за права чернокожих, акции против войны во Вьетнаме, студенческие протесты, падение Берлинской стены,«бархатные» революции и августовский путч, Арабскую весну, Майдан, Болотную. Как менялась фотография протеста? Есть ли у нее своя «золотая эра»? Способна ли документальная съемка рассказать правду — или фотограф всегда занимает чью-то сторону?
СБ 22/07 14:00
«Авторские наклейки в искусстве и городе: взгляд социолога».
Лекторы – заместитель директора Центра молодежных исследований Яна Крупец, научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ Маргарита Кулева, магистр социологии Надежда Васильева
Стикеры – маленькие наклейки – окружают нас повсюду. Они спрятаны по ту сторону «городского фасада»: дорожного знака, светофора, здания, автобусного кресла или вагона. Кто и зачем их делает и клеит, какое значение эти картинки имеют для их создателей и для городского пространства в целом, каким образом молодежь осваивает город и взаимодействует с официальным искусством? – этим и другим вопросам будет посвящена лекция, в которой будут представлены результаты анализа исследования стикер-артистов Петербурга, проведенного в 2016 году в рамках международного проекта «Digital Youth in the Media City: Urban Ethnography in the Streets and Stations of Helsinki and St Petersburg», поддержанного Kone Foundation. Исследование основано на этнографических данных, включающих в себя интервью со стикер-артистами, наблюдения, а также совместные прогулки социологов и стикер-художников.
ЧТ 3/08 19:30
«Slow living VS work—life blending: искусство жить по-новому». Лектор – Оксана Мороз, кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации РАНХиГС, доцент факультета УСКП МВШСЭН, Director of Studies научного бюро цифровых гуманитарных исследований «CultLook»
Slow living – движение, противостоящее бешеному ритму современности и предлагающее искусство жить ответственно и в свое удовольствие. Считаете, что лучший способ организовать свою жизнь – это следовать принципам work-life balance, четко разделять время и силы, отдаваемые работе и личным делам? Или уверены, что эффективно работает тот, кто готов решать профессиональные задачи в режиме 24/7, периодически прерываясь на прогулки с собакой, встречи с друзьями? Как говорят идеологи медленного движения, оба подхода — прямой путь к корпоративному рабству и прекаризации.
СБ 5/08 14:00
«Поэтика революции». Лектор – Илья Калинин, филолог, историк культуры, критик. Доцент факультета свободных искусств и наук СПбГУ, шеф-редактор журнала «Неприкосновенный запас»
«Эйхенбаум говорит, что главное отличие революционной жизни от обычной — то, что теперь все ощущается. Жизнь стала искусством», — писал Виктор Шкловский в начале 1920-х. Может ли революция быть описана через прием остранения, выдвинутый русскими формалистами в качестве центрального принципа художественного языка? Какова связь между социальным сдвигом, политическим кризисом, эмоциональным шоком и эксцессом, пронизывающими постреволюционную жизнь, и творческим восприятием мира?
СБ 5/08 16:00
«Стрит-арт в контексте современного искусства. Жан-Мишель Баскиа, Кит Харинг, Бэнкси». Лектор – Ирина Кулик, арт-критик, доктор литературоведения, преподаватель Института проблем современного искусства.
СБ 19/08 14:00
«Зарождение уличной культуры в мирe и в CCCP». Лектор – Вадим “Крыс” Мейкшанс, один из первых граффити-художников в СССР
Художник из первой волны советских граффити-райтеров, создатель первого в СССР задокументированного граффити, расскажет о зарождении уличной культуры в мировом масштабе: от росписи зданий в 1917 году до начала хип-хоп движения в СССР 80-х. Речь пойдет также и о таких элементах субкультуры, как брейкданс и DJ-ing.
ЧТ 31/08 19:30
«“И влюбиться, и возненавидеть”: российское общество перед лицом терроризма (1870—1880-е годы)». Лектор – Юлия Сафронова, кандидат исторических наук, доцент факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге
В 60–70-х годах XIX века происходит рождение нового способа политической борьбы — терроризма, суть которого состоит в коммуникации с помощью насилия, а не в насилии как таковом. Осознание происходящего как чего-то принципиально нового, так же как выработка словаря, с помощью которого его можно описать, происходит далеко не сразу. В Российской империи 1870-х годов в одинаковом положении оказываются и те, кто террор практикует, и те, против кого он направлен: они не способны дать происходящему какого-то единого объяснения или ясно определить его природу. В таких условиях российское общество — зритель, ради которого ведется диалог террористов и власти, — вырабатывает десятки противоречивых толкований, но в конце концов оказывается столь же бессильно. В чем причина бессилия перед лицом терроризма в первые годы его появления?
СБ 2/09 14:00
«“Что делает историю? — Тела”. Революционная телесность в советской монументальной пропаганде». Лектор — Наталья Лебина, доктор исторических наук, профессор, специалист по истории советской повседневности
Лекция посвящена одному из первых культурных проектов большевиков — плану монументальной пропаганды, который положил начало складыванию принципов визуальной репрезентации коммунистической идеологии. Опираясь на ряд уникальных архивных находок, в частности, документов, связанных с проектом установки скульптуры Ленина на Александровской колонне, историк Наталия Лебина расскажет об амбициозных намерениях большевиков создать за короткое время «Пантеон международной культуры» или «Пантеон бессмертия», о трагических судьбах скульпторов, увлеченных идеями социализма и обманутых в своих ожиданиях, о формировании приемов изображения «революционной телесности», их модификации от романтики к сакрализации обыденности.
*«Новое литературное обозрение» ― издательство интеллектуальной литературы, основанное Ириной Прохоровой в 1992 году. Сегодня «НЛО» выпускает 30 книжных серий и три журнала, которые охватывают, а зачастую и объединяют различные области гуманитарного знания, такие как литературоведение, история, антропология, социальные науки и искусствоведение (особые направления — урбанистика, гендерные исследования, киноведение и театроведение).
Вход на лекции бесплатный при условии приобретения входного билета в Музей – 350 рублей, льготный 250 рублей.
Комментарии: |