На волне патриотического подъема в связи с импортозамещением и вхождением картины «Рай» Андрея Кончаловского в шорт-лист премии «Оскар», мы решили составить свой шорт-лист отечественных кинокартин, которые покорили не только сердца российских зрителей, но и зарубежную публику, чем мы, кстати, очень гордимся. Итак, наша подборка.
Сибирский цирюльник
Слоган «Он русский. Это многое объясняет» — содержание всей картины в пяти словах. Выдающаяся работа Никиты Михалкова, талантливая игра актерского состава во главе с Олегом Меньшиковым, масштабность самой картины впечатляют по-настоящему и западают в душу. «Сибирский цирюльник» — это самоходная лесопилка. Борьба за ее производство и является отправной точкой в сюжете, но, конечно, не центральной. В картине на фоне великолепных декораций времен правления Александра III разворачивается яркая и трагичная история жизни Андрея Толстого и Российской империи, отнюдь, впрочем, не лишенная юмора и тонкой иронии. Картина «Сибирский цирюльник» не просто трогает, она восхищает. Ее захочется пересмотреть.
Брат
Фильмы Алексея Балабанова – это, изначально, отдельная «черная» страница в российском кинематографе. Но боевик «Брат» стоит особняком и здесь. «Брат» — это не столько кровь, пальба и разборки, сколько правдивая история чести, преданности и долга. Это история простого и улыбчивого (как ни странно) Данилы Багрова, который знает толк в хорошей музыке, любит дружеские посиделки, метко стреляет и никогда не бросает в беде. Несмотря на очевидную жесткость, фильм удивляет своей глубиной и трогательностью, даже наивностью. Боевик – для мужской половины, драма и чувства – для женской. А актерский состав в лицах Сергея Бодрова мл. и Виктора Сухорукова заслуживают отдельной признательности за гениальную игру.
Война и мир
Говоря о картинах, которые взяли главную награду от Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар», нельзя не сказать о работе признанного мастера Сергея Бондарчука «Война и мир». Картина была признана лучшим фильмом на иностранном языке в 1969 году. Большая победа для отечественного и мирового кинематографа. Звездный актерский состав, 6-часовая эпическая киноверсия великого произведения Л.Н. Толстого, гениальная работа режиссера и всей группы, самая масштабное и высокобюджетное кинополотно в истории советского кинематографа. Уже только ради этого стоит посмотреть фильм. А великолепные декорации, убранство и наряды обеспечат полное погружение в роскошную бальную Россию начала XIX столетия.
Утомленные солнцем
Фильм – победитель в той же номинации, что и предыдущая лента. Еще одна работа Никиты Михалкова, по праву снискавшая мировую известность. История повествует об одном летнем дне 1936 года в доме уважаемой семьи Котовых. Их жизнь размерена и беззаботна. Ничто не беспокоит плавного течения времени, вот оно счастье – когда уверен в завтрашнем дне. Но не в чем нельзя быть уверенным, и очень скоро они это поймут. Картина легким тоном рассказывает трагическую историю судеб в преддверие сталинских репрессий. Ленивое благоденствие – лишь короткая передышка перед одним из страшнейших периодов советской истории. Потрясающий фильм, рассказывающий и показывающий нас самих в разрезе, в историческом контексте.
Дерсу Узала
Еще один фильм, удостоенный главной премии «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке» в 1976 году. Картина русско-японского производства оставляет неизгладимое впечатление. События фильма разворачиваются на фоне русско-японской войны, но только на фоне, потому что в центре картины он, нанаец Дерсу Узала, таежный житель, добряк-одиночка, неотделимый от окружающего мира, как деревья и реки. Картина повествует о большой дружбе двух совершенно разных людей, о гармонии, в которой могут сосуществовать человек и природа, об узколобости и жестокости человеческой натуры, о трагедии, которая происходит неизбежно в отрыве от своих истоков. Несмотря на печальный финал, фильм очень светлый и в известной степени поучительный.
Летят журавли
Самая титулованная советская картина, очень тепло принятая в мире. Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля, специальный диплом жюри Татьяне Самойловой за лучшую женскую роль, дипломы кинофестивалей в Мехико, в Ванкувере, в Хельсинки, «Серебряное сомбреро» на кинофестивале в Гвадалахаре. И картина достойна каждой из этих наград. Черно-белая лента рассказывает щемящую душу историю «слишком большой любви» и слишком страшной войны. Великолепное музыкальное сопровождение и операторская работа вне всяких похвал. Зарубежные критики смогли увидеть главный посыл в фильме: «Жить, не смотря ни на что, жить ради любви, жить вопреки, но главное – жить, потому жизнь – это и есть любовь».
Иваново детство
Огромного количества наград была удостоена еще одна советская картина – «Иваново детство» одиозного и неоднозначного режиссера Андрея Тарковского. В копилке картины Золотой лев Венецианского кинофестиваля 1962 года, Золотые ворота Международного кинофестиваля в Сан-Франциско, главный приз МКФ в Акапулько, специальный диплом МКФ в Карловых Варах и другие не менее значительные награды. Фильм, как и все работы Тарковского, своеобразен и по-своему уникален. В своей отличительной манере автор рассказывает историю мальчика и страны, которые отчаянно борются за свое выживание, за победу жизни над смертью, за торжество силы справедливости. Можно по-разному относиться к творчеству Андрея Тарковского, но картина, на самом деле, стоит того, чтобы ее посмотреть, потому чувства в ней неподдельные и история до боли настоящая.
Монгол
Есть еще один важный признак, обозначающий успех картины в мировом прокате – это кассовые сборы. И нашим соотечественникам есть, чем похвастаться. В 2007 году вышедший на экраны фильм «Монгол» замечательного режиссера Сергея Бодрова собрал в мировом прокате более26 млн долларов (это помимо 6 млн дома). Секрет успеха оказался прост. «Монгол» — это история о Тэмуджине, мальчике, затем юноше, которому предстоит пройти нужду, рабство, смерть, унижение прежде, чем стать великим и непобедимым Чингисханом, покорителем мира. Красивые пейзажи, лирические трогательные отступления, моменты просветления, сцены преодоления и становления личности. А все вместе, глубокая и проникновенная работа. Вот, пожалуй, и все. Но разве этого не достаточно?
Ночной дозор
Вряд ли кто-то из нас не видел хотя бы отрывка из этого фильма. Первое российское широкоформатное фэнтези, которое удалась на славу. И это не только мое мнение, так считает мир. В мировом прокате картина собрала, внимание, 34 млн долларов. Для отечественного фильма – это абсолютная победа. Можно сломать язык, пытаясь рассказать сюжет «Ночного дозора», но если максимально лаконично, то это история извечной борьбы тьмы и света, как во Вселенной, так и внутри самого простого человека. Тандем Тимур Бекмамбетов – Константин Хабенский оказался крайне удачным. Если хочется пощекотать себе нервы и посмотреть на неожиданные образы любимых актеров, то вам точно сюда.
На самом деле, отечественных кинокартин, которыми мы вправе гордиться, немало, и мы обязательно к ним вернёмся. А пока, целая десятка стоящих российских фильмов перед вами. Смотрите и удивляйтесь.
Жмите кнопку ❤ «Нравится», если статья оказалась полезной.
Комментарии: |