Счастливую семью смогут построить счастливые люди. Всё больше людей осознают это. Отчасти благодаря психологам и распространению учений, которые за последнее время, получили в нашей стране широкую популярность. Что такое по-настоящему «слушать» себя и почему важно выбирать свои чувства, узнаем у практического психолога и кинорежиссёра Елены Елагиной.
1.Елена, вы постоянно в процессе обучения, этот поток важен вам как личности или для вас как режиссёра?
Мне всегда безумно интересно учиться чему-то новому и каждый раз это могут быть совершенно разные увлечения. Вот из последнего, что мне хотелось бы попробовать… это научиться рисовать иероглифы. Сейчас завершаю обучение по кундалини-йоге, чтобы лучше понимать, как все устроено в теле, сознании, энергии. Если говорить про режиссуру, то для меня, для того, чтобы снять фильм необходимо бесконечно много смотреть и анализировать фильмы, читать литературу, делать заметки, наблюдать, систематизировать и отслеживать, что происходит в мире сейчас. Потому что все постоянно меняется и кино, как мне кажется, это определенный срез времени, картины мира и восприятия его.
Вот недавно посмотрела фильм «Бедные, несчастные» Йоргса Лантимоса. И меня поразила там операторская работа, сколько там использовано различных операторских приемов, объективов, ракурсов, движений камеры и все это влияет на восприятие персонажей. Я посмотрела не одно видео о том, как они тестировали эти объективы, как выбирали камеры, какую задачу ставили для того, чтобы снять ту или иную сцену, как ее снимали. Такое углубление в детали это всегда рост и это всегда отражается на твоем уровне.
Моя жизнь кардинально изменилась, ведь я поменяла окружение. Я вообще считаю, что окружение формирует наш уровень сознания, влияет на него. Особенно, если ты… юная незрелая личность ты впитываешь все как губку и сложно определить, что есть истина, что тебе подходит, а что нет и это может завести тебя не туда. Я словно обнулилась я начала жизнь с чистого листа. Я сменила работу, я сменила окружение и оказалась вдали от родителей, от дома, но для меня это была возможность создать новую себя. И каждый раз, когда я знакомилась с новыми людьми я будто бы примеряла на себя желаемый образ и постепенно становилась тем, кем я хотела бы быть.
Да, в Новосибирске у меня была квартира в центре, престижная работа, солидный оклад, офис с панорамными окнами, да, но внутри я была опустошенной. Я не понимала для чего я трачу 5 дней в неделю своей жизни, ради того, чтобы получить зп? Ну хорошо, я помогаю компании, но что здесь ценного для меня?
Стабильность и спокойствие это прекрасно, но по сути важно, чтобы твои истинные ценности были удовлетворены. Моя ведущая ценность это свобода поэтому я готова даже чем-то пожертвовать в пользу того, чтобы обрести эту свободу. Кстати, события последних лет показали нам, что лучше не рассчитывать на спокойствие и стабильность извне. И по большому счету, наше состояние — это наша ответственность, и оно зависит от себя самого.
Я думаю, что переехав в Петербург я только приобрела. Я вообще склонна думать, что любые события в нашей жизни они дают нам ресурс. И любую ситуацию мы можем обернуть в свою пользу, чтобы извлечь из этого уроки, сделать выводы. Любой опыт негативный или положительный это прекрасно и вообще, никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Негативное или позитивное, это ведь смотря с какой стороны посмотреть, если сейчас что-то может показаться негативным событием, то на следующий день или через год или через десять лет мы поймем, что это было вообще самым лучшим событием, которое повлекло за собой ряд перемен и трансформаций и будем благодарны за этот опыт.
Когда я начала практику, основные запросы клиентов, с которыми они приходили ко мне это: вера в себя и внутренняя опора. Многие люди черпают уверенность в себе и опору извне. То есть, им для того, чтобы поверить в себя, важно получить подтверждение извне, получить похвалу, но я убеждена в том, что вера в себя она идет изнутри и она безусловна также, как и любовь. Мысли порождают эмоции, эмоции толкают на действия, действия дают результат. Например, почему нам может быть выгодно, не верить в себя? Потому что тогда можно ничего не делать, ведь не получится же, а значит, не последуют перемены. И тогда все останется как раньше, а значит это безопасность. Вот и все….
Есть классная фраза: можешь ли ты что-либо или не можешь, ты в любом случае прав.
И получается, если ты хочешь двигаться вперед, то тебе сто процентов важно просто верить в себя и в то что делаешь, не верить просто невыгодно. С клиентами мы в основном работаем с установками, выясняем выявляем какие это установки, откуда они взялись, отчего они нас защищают, а возможно сейчас уже они перестали быть актуальными когда-то давно они были нужны, а сейчас уже утратили свою актуальность.
Второй запрос после веры в себя, вопрос внутреннего стержня, внутренней опоры. Это всегда про внутреннее состояние, про способность услышать именно свой голос и свои желания. Снаружи может быть все, что угодно. А то, что внутри зависит от нас.
Когда я открыла свою фотостудию в Петербурге, я реализовала по сути давнюю мечту, но после года работы я абсолютно выгорела. Я думаю, это произошло из-за того, что я брала все заказы подряд, мне было сложно делегировать, мне было сложно фильтровать клиентов, заказы, я пыталась успеть, в итоге не получала удовлетворение от работы. Не успевала отдыхать, восстанавливаться и спустя год продала студию. Я до сих пор не беру фотоаппарат в руки. Если говорить про ключевые уроки жизни мне кажется жизнь постоянно подкидывает нам разные интересные ситуации, особенно, если ты не боишься идти в активные действия. Для меня это были переезд, развод с первым мужем, сложнейшая операция и полное переосмысление своей реальности до уровня полного вдохновения этой самой реальностью, а не выдуманными образами.
Я предпочитаю фильмы многослойные, со скрытыми смыслами, знаками. Когда я пишу сценарий, то продумываю те смыслы, которые хочу донести, а на этапе создания режиссерского сценария, продумываю, каким способом буду передавать тот иной смысл, с помощью средств киноязыка. Это и операторская работа, и камера, и актерское акценты, художественное оформление, цвет, свет, костюмы, звук и многие другие детали. Ты словно прячешь эти алмазы для того, чтобы зритель нашел их. Я люблю дать человеку возможность, пространство для исследования, для приключения, для проживания этого опыта в этой искусственно созданной реальности найти свои смыслы, найти свои алмазы, тогда это будет более ценно для зрителя.
Героиня фильма «Унция жизни», Алёна, находится на стыке разных представлений о роли женщины. Она родилась и выросла в классической семье, где основная миссия женщины — это быть женой и мамой. И Алена признается в начале фильма, что она не представляет себя без семьи, у нее с детства картинка «я, муж, дети, дом с белым заборчиком и белый лабрадор». Она рисует себе эту картинку и мечтает об этом, но также она художник и для нее важно творить, рисовать.
И художник здесь как метафора, про творческий путь, про человека-творца, который ищет себя, ищет свой путь и хочет оставить свой след, хочет проявляться в этом мире, реализовываться, служить людям, создавать для них что-то, получать их обратную связь в виде признания, благодарности, отзывов. Сейчас современные женщины понимают, что не обязательно выходить замуж, чтобы быть счастливой. Не обязательно становиться мамой, если ты к этому сама сейчас не готова. Современные женщины более свободные от всех этих оценок, ожиданий общества, они ставят себя на первое место, они более эгоцентричны, независимы и жизнь дает все возможности сейчас для того, чтобы женщина действительно чувствовала себя свободной, независимой в отличии от того, что было 10-20 лет назад. В наше время на первый план выходит любовь к себе, забота о себе. Современные люди понимают, что жизнь одна и никто тебе не вернет эти потраченные годы. И сейчас не выгодно быть в позиции жертвы. Сейчас выгодно брать от жизни все и слышать себя, поступать так, как велит голос сердца, потому что в конечном счете никто не знает как правильно, и если ты будешь выбирать то, что говорит тебе твое сердце, ты никогда не ошибешься.
Создавая свои сценарии, я спрашиваю мнение у своего окружения. Я, как режиссер все время записываю свои наблюдения. У меня есть огромная база. Я фиксирую все интересные моменты и когда работаю над сценарием, я могу их просматривать и что-то брать в работу. А вообще, когда ты в процессе работы над сценарием, конечно, ты уже видишь инсайты во всем, что тебя окружает. Многое вносят актеры и я, зная это, не шлифовала до идеала сценарий, понимая, что многое можно и нужно доработать уже с актерами. Поэтому говоря о том, что мне помогает в работе, безусловно, это мои наработки, наблюдательность, моя база данных и общение с близким кругом, с друзьями.
Я создавала «Унцию жизни» в лучших традициях сессий с помогающим практиком. В сессии с клиентом мне очень важно создать пространство безопасное, комфортное, доверительное. Фильм «Унция жизни» именно такой. Здесь помощь не навязана, и фильм не спешит открыть все ответы. Вымышленный мир создан для того, чтобы зритель увидел и услышал себя самого. Я сняла этот фильм в черно-белой стилистике, чтобы освободить мозг от ненужных деталей и сконцентрироваться на внутренних переживаниях героини. И я намеренно уходила от модного нынче клипового монтажа и делала кадры длинными, спокойными, чтобы человек мог отдышаться, замедлиться и услышать не только то, что говорят герои, но и себя. Этот фильм может действительно быть психотерапевтическим с точки зрения исследования отклика внутри себя. Я замечала, что некоторых людей очень злит наша героиня, она вызывает у них раздражение, злость, даже агрессию, они называют ее мямлей, нерешительной и тогда это может говорить о том, что значит где-то внутри самих зрителей есть нечто, что они отрицают, да, это как тень, то, что мы не принимаем. И если нас раздражает человек, значит где-то внутри есть эта мямля, которая раздражает и которую человек не принимает внутри себя. Наша героиня не идеальна и да, в моментах она может раздражать и это нормально.
В начале фильма мы видим пролог, цитату – «Человек не может получить свободу извне больше той, которой он обладает изнутри». И это главный фокус внимания.
Комментарии: |