Актуальный по сей день призыв Владимира Ильича к обучению врезался нам в память со школьной парты. Однако уже закончив не только школу, но и высшее учебное заведение, многие из нас снова отправляются в вуз. Что же заставляет молодых специалистов вернуться к статусу студента?
Проанализировав все причины, проработав все возможные варианты в тесном сотрудничестве с экспертами-психологами, мы готовы дать ответ на это вопрос. Итак, почему современные молодые люди получают второе высшее образование?»
Первое высшее образование не удовлетворяет интересам и стремлениям. Часто родители могут повлиять на выбор профессии, склонив в сторону более практичной и стабильной работы, в том время, как сердце требует креативной специальности. Только окончив школу, в столь юном возрасте, сложно определиться с выбором призвания, а тут еще стресс от экзаменов, давление со стороны родственников и многообразие факультетов.
Чтобы избежать подобных ошибок лучше взять так называемый «gap year». Термин «gap year» означает год перерыва или «отрыва», т.е. время, когда можно отдохнуть и подумать, что действительно интересно. Некоторые абитуриенты вместо того, чтобы штурмовать приемные комиссии престижных вузов, едут путешествовать, кто-то становиться волонтером или просто отдыхает от учебного заведения. В любом случае, такой перерыв позволяет сделать осознанный выбор.
Сергей Викленко, психолог, гипнотерапевт, специалист по трансформации личности: «Отсутствие интереса – это распространенная причина смены профессии. Например, молодой человек получил высшее образование после школы и понял, что это совсем не то, чем бы хотелось заниматься всю свою жизнь. Часто такое понимание приходит еще во время обучения, и люди переводятся на другие факультеты или в другие вузы. Я сам стал жертвой таких убеждений. Получил высшее экономическое образование и поработав немного в этой сфере, понял, что это все не то. И пошел получать психологическое образование. Другой не менее распространенной причиной является радикальное изменение жизни. Пожив одной жизнью, люди понимают, что это не приведет их к мечте, и они решают радикально изменить свою жизнь. Например, девушка проработала 10 лет бухгалтером и поняла, что всю жизнь мечтала путешествовать, но как-то не сложилось. И она решается на отчаянный шаг и поступает в ВУЗ, чтобы получить специальность в сфере туризма. В надежде, что это поможет ей изменить свою жизнь».
Елизавета Архипова, клинический психолог: «Мотивация обучения – это активное состояние психики, побуждающее действовать человека таким образом, что его деятельность направлена на усвоение знаний, освоение умений и формирование навыков.
Если мотивация обучения направлена на приобретение практических умений, формирование профессионально важных качеств и способностей, то в таком случае люди стремятся овладеть конкретной профессией. Второе высшее образование они идут получать по нескольким причинам: первое образование выбрали по настоянию родителей и не имели желания его получать или во время обучения по первому образованию не оправдались ожидания относительно выбранной ими профессии: приобретенная профессия не востребована на рынке труда. Люди ощущают потребность в конкретной практической деятельности, имеют четкое представление о своей будущей профессии, и они знают, как будут применять полученные профессиональные навыки и умения в работе и жизни. Эти два типа мотивации говорят об адекватном и осознанном выборе второго высшего образования».
Мода на глупеньких блондинок прошла, сейчас в тренде образованные и начитанные девушки, и тем более, юноши. Если раньше толпы молодых «тусовались» в торговых центрах, то сейчас совершенно не протолкнуться в книжных магазинах и библиотеках.
Все возможные мастер классы и тренинги могут обеспечить вас лишь сертификатами, в то время как университет подарит настоящий диплом! Коллекция дипломов не только престижна, но и позволит рано или поздно обеспечить модника стабильным доходом.
Сергей Викленко: «Получение второго высшего образования — это в первую очередь новые знания, которые так или иначе влияют на нашу жизнь и приводят к личностному росту. Новые знания придают нам уверенность в себе, открывают новые возможности, появляется вера в будущее и в себя, свои силы. Не стоит также забывать о таком явлении как престиж. Лично знаю нескольких молодых людей у которых по 4-5 высших образований. И причина их получения – статус. Уважение со стороны коллег, друзей и просто незнакомых людей. Люди гордятся своими «образованиями». Выставляют на показ. Для них это как количество звезд на погонах военного. Чем больше дипломов, тем он лучше/выше других. Своеобразный способ возвыситься».
Елизавета Архипова: «Бывает и так, что для человека ведущим мотивом выступает получение диплома. Для таких молодых людей самое важное – наличие «корочек». Знания для таких людей не играют первостепенной роли, а профессиональные умения и навыки, как правило, они не собираются использовать в своей деятельности. Выбор второго высшего образования идет с учетом того, какая профессия считается сейчас модной, как формальное наличие диплома повысит уровень их престижности в обществе? Ставка делается на то, что эта дополнительная строка в резюме повысит конкурентоспособность при отборе на рабочее место. Люди, желающие получить второе высшее образование, являются уже взрослыми и самостоятельными. Но, и они могут быть подвержены социально-психологическому воздействию: внушению, подражанию, заражению, убеждению. Поэтому, прежде чем подавать документы на поступление, следует хорошо проанализировать свой выбор. Действительно ли я этого хочу? Это мое личное решение или навязанное извне? Как это повлияет на мое личностное развитие? Какую принесет мне пользу? Что я смогу сделать для общества? Оправдаются ли все моральные и материальные затраты?».
Второе образование может помочь повысить продуктивность и увеличить прибыль. К примеру, имея техническое и дизайнерское образование можно расширить ассортимент предоставляемых услуг. Наличие двух дипломов популярно в преподавательской среде, нередко их получаю параллельно. Для того чтобы подняться по карьерной лестнице второе высшее образование тоже может помочь. Если вы работаете рядовым сотрудником в организации, мечтаете о руководящей должности – диплом в сфере управления или бизнеса поможет обратить на себя внимание. Кроме того, начальство оценит сотрудника, имеющего два диплома об образовании.
Сергей Викленко: «Вечная нехватка денег и карьерный рост – вот еще две причины для погони за знаниями. Получив образование, люди устраиваются на работу и «зарабатывают», но в один прекрасный момент понимают, что этого на жизнь не хватает. Нужно больше средств, а для этого важно подниматься по карьерной лестнице. Новые знания и умения здесь могут сильно помочь. Вот эти молодые люди и отправляются получать второе высшее образование в надежде, что это им поможет изменить их финансовое положение. Есть даже такая поговорка: чем больше у тебя образований, тем выше заработную плату ты можешь требовать».
Закон о так называемых профессиональных стандартах заставил часть населения получить профильное образование. Так, педагог, преподававший некий предмет на протяжении, скажем, одного года, не имея при этом соответствующего диплома, должен либо сменить род деятельности, либо обзавестись заветной «корочкой».
Ну, и наконец, сама честна причина для получения второго высшего образования. Если для вас изреченье «ученье – свет» не просто популярное словосочетание, если вы не мыслите ни одного дня без интересной статьи или книги, то второе (а то и третье) высшее образование определенно для вас.
Елизавета Архипова: «Так для людей, у которых мотивация обучения направлена на получение знаний, есть четкое осознание их необходимости. Чаще они выбирают второе высшее образование по смежной с базовым высшим образованием дисциплине, стараясь получить больше теоретического багажа, расширить свой кругозор, повысить уровень своей квалификации и стать более компетентным специалистом. К этой категории относятся люди, которых принято называть «вечными студентами». Им нравится сам процесс получения знаний. Они всегда включены в него, без труда могут выполнять университетские работы».
Однако будто осторожны! Не всегда вечные студенты – это своего рода «почемучки», которые хотят знать все на свете и одна область знаний их не удовлетворяет, часто здесь можно встретить и просто инфантильных молодых людей, которые просто бояться жить.
Сергей Викленко: «Иногда именно страх жизни приводит людей к дополнительным образованиям. Вечный студент – слышали такой термин? Человек учится, причем учится неважно, на тройки. Получает одно образование за другим. И все по одной простой причине – страх выйти во взрослую жизнь. Пока ты учишься, все легко и понятно: есть расписание, сессии, студенческие развлечения. И нет желания брать на себя ответственность за свою жизнь. Нет желания начать «обычную жизнь обычного человека» в режиме «дом-работа- дом». Происходит это потому, что человек не верит в собственные силы и не хочет понимать, что жизнь будет такой, какой он сделает ее сам. Вот он и прячется от нее в институтах».
Итак, подведем итог. Причина получения второго высшего образования – это потребность в самореализации, личностном росте, признании со стороны других и желание получить больше благ от жизни, получить стабильность. И все-таки второе высшее не всегда дает, то чего от него так жаждут получить. Потому что в конечном счете наша жизнь зависит только от нас самих. И от того, что мы с ней делаем.
Текст: Екатерина Таланова
Комментарии: |
1 комментарий. Оставить новый