В январе начался онлайн-курс Bang Bang Education Дмитрия Карпова«Дизайн мышление – накачка идеями». О том, какие ошибки совершают менеджеры творческих групп и как стать более креативным Дмитрий рассказал Bright.
Сегодня, в силу различных обстоятельств, стало модно пытаться организовать творческие мыслительные процессы в различных рабочих группах. Люди, имеющие выраженное рациональное мышление хотят научиться дизайн-мышлению, т.е. мыслить как дизайнеры. Это рождает ряд проблем, так как специфика творческого мышления, подчиняясь рационализации, сразу теряет свое позитивное иррациональное зерно. Чтобы избежать этих ошибок следует учитывать ряд особенностей:
1. Дизайнер не мыслит категориями: «Я в точка «А», мне нужно в точку «Б»». Часто это может быть: «Я в точке «А» и теперь буду ходить во «все буквы алфавита»». Конкретика и четкость постановки задачи часто сужают область допустимых решений, делая результат предсказуемым и неинтересным.
2. Классический подход в дизайн-мышление учит поставить себя на место пользователя, клиента. Проявление эмпатии даёт решения, целесообразные нуждам данного потребителя, но часто это просто никому не нужная абстрактность, ведь если мы возьмем, например, объективное обстоятельство «девушка не ночевала дома», то наше отношение к этому может поменять всю ситуацию в корне, окрашивая её всей радугой возможных эмоций. Например, это ваша коллега и это вызовет интерес и шуточки, а может это ваша подчиненная – и тогда вас будет беспокоить, как это обстоятельство скажется на её работоспособности, а если это ваша дочь или девушка, то тут тоже возможны самые разнообразные реакции. Контекст полностью изменяется при различных фильтрах, поэтому отношение дизайнера к его работе – это не менее важная часть наряду с учетом интересов пользователя.
3. Часто бытует мнение, что дизайнер не способен на рациональное мышление и витает в мире фантазий. Иногда случается и такое, но отрицание явной пользы в выраженном абстрактном мышлении руководящим составом ведёт к тому, что компания в конечно итоге становится не способной на генерацию новых, экстраординарных решений сложившихся проблем, хотя такой навык очень полезен особенно в кризисные моменты.
4. Brainstorm и всевозможные интеллектуальные активности не всегда ведут к появлению новых крутых идей. Есть множество исследований, которые наглядно показывают, что чем выше интеллект человека, тем более обособленным и фрустрированным он чувствует себя при взаимодействии с социумом. Такой человек гораздо эффективнее найдёт решение самостоятельно, нежели в творческом коллективе.
5. Мозг работает не линейно и часто творческий процесс не терпит жесткого контроля. Для более продуктивных решений лучше формировать не одну задачу, а целое множество, часть из которых лучше сделать необязательными. Мозг – обожает решать задачи, особенно когда не стеснён стрессовыми обстоятельствами. Ещё древние греки называли Афиной не только богиню, но и удачное решение сложной стратегической задачи во время ведения боя с противниками.
6. Не всегда чем больше людей, тем легче найти решение. Лучше учитывать эффект Рингельмана о снижении продуктивности при увеличении числа участников группы.
7. Не все команды одинаковые по способу решения задач: люди разные, есть «физики» – ориентированные на решение проблем настоящего момента, есть «лирики» – мыслящие категориями будущего. Компании нужны и те и другие.
8. Используйте ментальные карты – визуальные карты мышления, которые дают наглядное представление и более глубокое и понимание проблемы, делая решение интуитивно понятным.
Так или иначе, всегда полезно развивать творческий потенциал в себе и других, самое главное делать это аккуратно и вдумчиво.
Комментарии: |