Бытует мнение, что развиваться нужно только детям. Однако сегодня учёные утверждают, что продуктивность мозга во многом зависит от связей нервных клеток. Как эти связи помогут нам изучать иностранные языки, расскажет переводчик и журналист – Анна Пономарёва.
«Нейробика» – умственная гимнастика, улучшающая мыслительную деятельность.
Продуктивность мозга с помощью связей в нервных клетках получила название «нейропроводимость», и именно она, по мнению учёных, определяет многие наши способности, в частности, такие как способность к коммуникации. Нарушение коммуникации, когда беседа из диалога превращается в последовательные диалоги, можно иногда наблюдать во время разговора между пожилыми людьми. Конечно, не только (и не столько!) возраст усиливает данную тенденцию, сколько неспособность выйти из своей парадигмы, поставить себя на место другого человека. Однако превентивные меры по профилактике возрастных изменений нашего мозга в будущем стоит проводить уже сегодня. Для этого нам нужно тренировать наш мозг, выстраивая те самые нейронные связи.
В этом нам может помочь «Нейробика» – умственная гимнастика, улучшающая мыслительную деятельность. Данная зарядка для мозга достаточно проста, но эффективна, она включает в себя ряд несложных упражнений, таких, например, как ежедневный подбор нового пути для возвращения домой или подпись левой рукой. Дело в том, что действие, выполненное автоматически, не «включает» наш мозг, а подобные упражнения тренируют наши умственные способности и восстанавливают нервные клетки.
Одним из наиболее интересных способов тренировки памяти и улучшения умственных способностей является изучение иностранных языков. Именно так я и предлагаю относиться к этому виду деятельности, а не как к тяжелому и неблагодарному труду, потому что при первом подходе появляется возможность и на работе преуспеть ввиду приобретения нового навыка (виртуозного английского) и время на тренировке (уроке) провести приятно.
Я начала серьёзно изучать иностранный язык в период максимальной неосознанности: в младших классах школы, когда на уроке можно было откровенно спать или, совсем расслабившись, тихо мурлыкать песенку. Потому что в тот период моей жизни наука меня мало интересовала. Именно поэтому изучение иностранных языков мне давалось крайне сложно, но чем дальше я продвигалась, тем более системным и упорядоченным становился мой подход к данному вопросу. Теперь я точно знаю, что при изучении иностранного языка важно соблюдать ряд простых условий (именно из-за простоты их часто игнорируют, однако действенность этих условий многократно доказана на практике):
1. Быть здесь и сейчас (а не в несделанном домашнем задании, обиде на себя и роптании на своё несовершенство). Понятно, что сразу отвлечься от назойливых мыслей и переживаний не так-то просто. Поэтому постарайтесь держать в голове только одну фоновую мысль: «М-м-м, как интересно», — и ничего более. Ещё лучше с этой мыслью почаще смотреть на преподавателя, тогда он вдохновится и все силы приложит, чтобы сделать урок действительно интересным.
2. Расслабьтесь! Учёными доказано, что серьёзный взгляд и сведённые брови в лучшем случае никак не влияют на продуктивность нашего мозга. Даже Дэйл Карнеги советует на работе почаще представлять себя старым, скомканным носком, тогда тело не напряжено и не забирает ресурсы мозга. Переводчиков-синхронистов учат быть расслабленными именно потому, что они испытывают серьёзные перегрузки. Хорошо расслабиться можно просто начав глубоко и продолжительно дышать. Дыхание — настолько элементарная вещь, что её часто недооценивают и, как следствие, пренебрегают ею. Но при глубоком дыхании кислород дополнительно стимулирует клетки мозга, который начинает работать более продуктивно.
Относитесь к обучению как игре! Для этого забудьте все свои планы и цели по достижению высокого уровня владения иностранным языком в короткие сроки. Здесь всё наоборот: чем больше хочешь в голову «запихнуть», чем больше стараешься, чем быстрее надеешься продвигаться, тем больше тебя тянет назад.
3. Используйте ассоциации! Это почти древний метод, интуитивно открытый уже много лет назад, однако работает он и по сей день. Нам, например, учитель почти на каждое слово выдумывал (или, ещё лучше, рассказывал «из жизни») целую историю. Мне казалось, что это пустая трата времени, и я с неохотой слушала преподавателя, но сегодня именно те «ассоциативные» слова, а также истории про них, я помню в любом своём состоянии. В то время как выученные «по-серьёзному» во взрослой жизни слова вспоминаются лишь при условии, что я в хорошей форме и в высокой степени концентрации. Всё дело в эмоции, которая у нас появляется как реакция на историю: чем ярче образ, тем сильнее эмоция и, соответственно, крепче память. Есть целые книги, написанные об этом методе: как-то мне в руки попалась книга, где английские слова запоминаются за счёт «поражающих воображение» историй, написанных (о, ужас!) нецензурными словами или даже матом. Для меня это слишком «яркое» впечатление, поэтому слова не запоминались, но вы попробуйте, а вдруг сработает.
4. Экспериментируйте и меняйте деятельность. Всем известно: лучший отдых – это смена деятельности. Язык учить можно очень по-разному: фильм смотреть, разговаривать, работать над лексикой и грамматикой. Поэтому понаблюдайте за собой, какой период концентрации у вас максимально продуктивный, а потом меняйте деятельность. Например, 15 минут делайте упражнение, потом учите слова, потом побеседуйте и так далее.
5. Всё гениальное просто! Пока вам что-то кажется тяжёлым, трудным, сложным – это не ваша информация. Нужно стремиться так её преобразовать, разложить и синтезировать, чтобы она казалась и ребёнку понятной. Меня всегда поражали записи успешных студентов. Они казались непростительно простыми и даже примитивными, но на основании своих «примитивных» записей студенты демонстрировали отличное знание вопроса, в то время как сложные «чужие» записи человека, не дающего себе усилий разобраться в сути вопроса, воспроизвести достаточно сложно.
6. Не учите наизусть! Предвижу удивление читателей. Но это действительно так. Наизусть учить «приходится», потому что сдавать экзамен уже завтра, а в голову ничего не лезет. На самом деле, задача заключается в том, чтобы каждый раз находить способ запоминания без зубрёжки. Если текст, то пересказ; если слова, то ассоциации; если правило, то максимальное упрощение (тут можно добавить максимальное «понимание», но я пока не нашла способ измерить данный показатель, в то время как «простоту» я могу проверить, попросив объяснить данное правило своими словами).
7. И последнее: отмечайте результат и хвалите себя! При похвале у человека выделяется гормон удовольствия и, тем самым, закрепляется привычка к данному виду деятельности.
Успехов вам в освоении нового языка и покорении новых горизонтов!
Текст: Анна Пономарева, ленгвич-коуч
Комментарии: |