Bright побеседовал с создателем документального короткометражного фильма о Специальной Астрофизической Обсерватории Российской Академии Наук, режиссером Алексеем Письмаркиным.
– Алексей, какие ставили перед собой задачи при съемках?
Я не хотел снимать научно-популярный фильм, скорее художественный, чтобы он погружал в особую атмосферу, создавал настроение внутренних поисков и путешествий, поэтому всю техническую информацию было решено убрать. Подобного материала набралось ещё на один фильм, ученые охотно делились различными научными аспектами своей деятельности, но мне хотелось от внешнего космоса перейти к внутреннему, провести аналогию между Вселенной и человеком. Для этого мы с коллегами очень много работали со звуком, комбинируя и создавая композиции, которые бы позволили передать ту особую, царившую там атмосферу.
За время съемок у нас накопилось много материала, поэтому не исключено, что в будущем из него получится сделать уже научно-популярный фильм, соответствующий всем канонам.
– Было ли страшно не справиться с задачей? Это же ваш первый фильм такого плана?
Да, конечно. Именно поэтому я не стал связываться напрямую с работниками обсерватории, а написал им в соц. сетях, а также пообщался с людьми, которые уже ездили туда. И потом при общении также не сразу удалось разговорить работников САО, я посещал это место три раза в течение года.
Кроме того, фильм стал получаться более авангардным, не соответствующим сложившимся канонам научно-популярного кино и здесь хотелось бы поблагодарить моего научного руководителя, Дмитрия Семибратова, который поддержал меня в этом эксперименте, вдохновив на дальнейшее развитие такого подхода.
– А как организовали съемочную группу?
Я предложил поехать со мной друзьям-коллегам, рассказав об идее фильма, они с радостью согласились, отложив свои проекты и прихватив с собой соответствующую аппаратуру.
И потом идея настолько увлекла нас всех, что уже и после съемок мы с друзьями много времени провели за монтажом. Помню, как уже за полночь, а мы с другом сидим и сводим звуковые дорожки. Это очень здорово, когда сам процесс вдохновляет настолько, что можешь не отвлекаться на еду и на сон.
– Часть фильма посвящена Питерской обсерватории?
Да, не очень большая. Вначале есть кадры о Пулковской обсерватории. Изначально всё началось там, и САО была её подразделением. Я хотел больше рассказать о ней, но значительная часть материала со съемок, который был отснят в Питере, не был использован в фильме.
– Чем вдохновлялись?
Работой режиссера Андрея Тарковского – «Солярис». В фильме даже момент есть, который даёт визуальную отсылку к этому произведению. Очень понравилась идея рассмотреть современные проблемы человечества через призму контактов с внеземным разумом и поисками своего внутреннего космоса.
Повествование в фильме «Гигантское молчание Вселенной» основывается на высказываниях ученых-астрофизиков, которые работают в САО РАН. Темы, которые они поднимают, связаны с проблемой существования человека на нашей планете, попыток познать себя и поиска внеземных цивилизаций.
Режиссер — Алексей Письмаркин
Оператор — Илья Гризенко
Аэросъемка — Никита Черников, Андрей Дунаев
Звукорежиссер — Заур Дахужев
Звукооператор — Александр Тюрин
VFX — Александр Кутняков
Ассистент — Леонид Прощак, Роман Мухаметдинов
Фотографы — Олег Скворцов, Леонид Прощак, Анастасия Водянова, Ренат Ардиланов
Координаторы — Ренат Ардиланов, Евгений Курочкин
Научный руководитель — Дмитрий Семибратов
Комментарии: |