О специфике актерского мастерства и о том, как научиться управлять своими внутренними состояниями, Bright рассказал Илья Сердюков, сыгравший главную роль в спектакле «Отцы и дети» в постановке заслуженного артиста России Владимира Рогульченко.
Как пришли в эту профессию?
– Я участвовал в различных школьных постановках, играл в театральной студии. Но о том, что это будет моя будущая профессия, тогда даже не думал. Готовился поступать в военное училище. И неожиданное оперативное вмешательство в мое здоровье заставило поменять планы. Я поступил в Краснодарский государственный университет культуры и искусств. Мне очень повезло с мастером курса, которой я очень благодарен. Я попал к Светлане Александровне Ливаде — профессору, заслуженной артистке КБАССР. Она говорила, что актерскому мастерству научить невозможно, «я могу дать только направление».
Мало знать систему Станиславского в совершенстве, самое главное уметь применить её на сцене. Верное направление заданное моим педагогом помогло мне реализоваться в актерской профессии. Я рад, что театр стал неотъемлемой частью моей жизни.
Сложно далась роль Базарова? Близка ли она по характеру?
– 10 лет назад, когда я прочитал оригинальную инсценировку Адольфа Шапиро по роману Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» я понял, что главный герой –это моя полная противоположность. У автора инсценировки на первом плане взаимоотношения и тема любви, нежели те вопросы, которые рассматриваются в школе. Герой Базаров выглядит импульсивным и вызывает иногда резко отрицательные чувства. Его прямолинейность воспринимается как грубость, а отсутствие желания понравится, граничит с отсутствием воспитания. Но «каждый актер –это адвокат своей роли» и за время существования спектакля, этот герой стал мне очень близок. Базаров – бесхитростный открытый человек, который обладает природной естественностью и потому магнетизмом.
За что, по вашему мнению, Тургенев наказал своего персонажа?
– Базаров – был заблуждающимся человеком. Он вырос в родительской заботе и любви, но в дальнейшем стал отрицать все ее проявления. Иногда автор создает персонаж, который является полной его противоположностью, и вкладывает в него то, чем хотел бы обладать сам. Базаров – «лишний человек» своего времени и Тургенев предопределяет финал главного героя «Вот видишь отрицаешь её, а она приходит и отрицает тебя». Базаров умирает и остаются «ручные» герои – Аркадий, Анна Сергеевна, Фенечка, родители Базарова.
Что чувствуешь после таких бурных оваций и эмоций, которые были на прощальном показе в Молодежном театре?
– Что все сделал правильно (улыбается). Самое замечательное в моей профессии, что после такой обратной связи, чувствуешь подъем и радость, хочется играть еще лучше, как у Высоцкого – «на разрыв аорты».
В спектакле очень ярко смотрятся сцены Базарова с отцом. Есть ли соответствующий контекст в жизни?
– Я был близок со своим отцом и чувствовал его благословение, когда выбрал профессию актера. Он сам был военным, но в молодости мечтал поступить в театральное училище, поэтому можно сказать, что я исполнил его мечту. Поначалу, конечно, папа скептически относился к этому, считая, что это несерьезное, хотя и очень интересное занятие, но, когда увидел меня на сцене, сказал, что гордится мной.
Сцена в зале на постановке «Отцы и дети» находилась между зрителями. Сложно ли было играть в таких условиях?
– Да, специфика в том, что нас ничего не отделяет от зрителя. Нет ни оркестровых ям, ни рамп. Зритель как будто сам является участником спектакля. И в эти моменты лучше всего чувствуется «дыхание» зала. Бывает , что в паузе, слышишь, как в тишине повис немой вопрос: «Ну, а что же дальше?» Это дорогого стоит!
Пару советов по эмоциональному управлению на каждый день.
– На самом деле все просто. Каждый человек может создавать себе настроение: приятная песня с утра, контрастный душ, зарядка, улыбнуться себе в зеркале перед выходом – и все, заряд бодрости на целый день вам обеспечен. А что касается негативных эмоций, то сдерживание – тоже здорово помогает. Когда мы не даем волю цепным реакциям в нашей голове, мы перестаем реагировать на провокацию, человек, не получая привычной реакции, просто чувствует замешательство и перестает вести себя негативным образом.
Главное фото: Татьяна Зубкова.
Комментарии: |