О двух братьях, подаривших миру мечту, сегодня в нашей статье.
Братья Люмьеры, Луи и Огюст, вошли в историю как создатели кинематографа. Собственно, само слово «кинематограф» (производное от французского «cinématographe») появилось благодаря этим двум французам — так назывался изобретённый братьями аппарат, изменивший мир и сделавший кино таким, какое оно есть сейчас.
«Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту», — итальянский кинорежиссер Бернардо Бертолуччи.
Люмьеры показали человечеству новый мир — кинетоскоп Томаса Эдисона, изобретённый за два года до синематографа Люмьеров, был большой и неповоротливой машиной, которую сложно было переносить с места на места. Вдобавок, он работал от электричества и не давал проецировать фильмы на экран — изображение получалось очень нечётким. Именно толпа людей, ожидающих своей очереди посмотреть в волшебный аппарат на улице Лиона вдохновила младшего из братьев, Луи, на изобретение. Синематограф, компактный, легкий, можно было перевозить куда угодно, снимать фильмы на пленку и показывать одним и тем же прибором — такого раньше не было. На первом коммерческом показе, состоявшемся в парижском Le Grand Cafe 28 декабря 1895 года, братья показали публике 10 фильмов (а не тот самый прибывающий поезд, как принято считать) — небольших зарисовок, длиною всего по 50 секунд — кузнецы за работой, наездник на лошади, рабочие, выходящие с фабрики Люмьеров в Лионе. 17-метровые бабины перематывались рукояткой — ещё одним изобретение братьев, которое сделало современный кинематограф возможным. Идею они позаимствовали… у швей! А если точнее, у швейных машинок — посмотрев, как работают швеи, Луи Люмьеру придумал, что можно сделать перфорацию по краям пленки. Изображение на экране стало более разборчивым и четким. Первый сеанс, организованный отцом братьев Антуаном, принес семье 33 франка — по франку заплатил каждый из присутствовавших там зрителей. Уже через три месяца каждая киноночь приносила Люмьерам по 2000 франков.
Изобретатели и коммерсанты — такими были эти два француза. Отец, художник и фотограф, старался поощрять интерес сыновей к своему ремеслу, и очень скоро дети его превзошли. Когда Антуан ушёл на военную службу, Антуан и Огюст возглавили его не сильно преуспевающую фотостудию — и сделали свою семью миллионерами. Братья изобрели желатиновые фотопластинки — и через несколько лет их фабрика производила такие фотопластинки сначала тысячами, а потом миллионами экземпляров в год. И уже потом случился их роман с кино, прославивший братьев на весь мир и сохранивший их имя в веках.
Братья были неразлучны и неутомимы. По отзывам одного из потомков, они работали по 15 часов в день — и всё равно каждый день обязательно завтракали вместе. В 1893 году Огюст Люмьер женился на Маргарет Винклер, и через год Луи женился на её сестре Розе. Разошлись они лишь, когда оставили кинематограф. Сняв около 2000 документальных фильмов, отправив десятки операторов по всему миру и завоевав сердца людей по обе стороны Атлантики, братья отошли от дел, заявив — увы! – что у кинематографа нет будущего. Пожалуй, единственное, в чём они ошиблись.
Комментарии: |