Матисс влюбился в Ниццу с первого приезда. Любовь к жизнерадостному городу он увековечил в бесчисленных распахнутых окнах. Художник прожил здесь более 30 лет, сменив несколько адресов. Приглашаю вас прогуляться по местам Матисса в Ницце.
Анри Матисс впервые оказался в Ницце в рождество 1917 года. Он снял номер с видом на море в скромном отеле «Бо Риваж«, («Beau Rivage«), где до него останавливались Ницше, Фитцжеральд и Чехов.
Погода не радовала: холод, ветер, дождь. 31 декабря в день рождения художника и вовсе пошел снег. Именинник купил себе новый холст и остался в отеле писать свою комнату. Так появилась картина «Моя комната в Бо Риваж».
После месяца затяжных дождей Матисс был готов собрать чемодан и уехать из Ниццы, но неожиданно установилась восхитительная погода. Художника абсолютно очаровал здешний свет: «Когда я понял, что могу каждое утро просыпаться среди этого света, я готов был умереть от счастья».
Следующей зимой Матисс возвратился в Ниццу. На это раз он снял номер в отеле «Медитерране» («Méditerranée«) на Английской набережной. Этот отель был разрушен в 1930-е годы.
«Я останавливался здесь на протяжении четырех лет, и нигде мне не работалось так легко и свободно, как в номере этой старой гостиницы, построенной в стиле рококо. Это было невероятно, это было абсурдно, и это было восхитительно» — вспоминал Матисс.
В «Медитерране» Матисс написал серию картин, которую условно можно назвать «Художник и его модель». Матисса вдохновила девятнадцатилетняя Антуанетта Арну. Он рисовал ее одетой и раздетой, читающей и отдыхающей, помещая в интерьерные сцены все, что мог отыскать в номере, — вазу с цветами, фрукты, зеркало, кисти и открытое окно, в котором виднелись море и небо. («Интерьер в Ницце», 1921)
В 1921 году, устав от гостиничной жизни, Матисс снял квартиру на Площади Шарль Феликс (Place Charles Félix). Здание, где жил Матисс, до сих пор существует около Кур Солея, рынка между набережной и Старым городом. Матисс прожил в этом доме почти 20 лет.
Наконец, у него появилась настоящая мастерская, которую он обустроил как театральную сцену. Заказал у плотника ширму из арабского занавеса с ткаными узорами, на фоне которой позировали модели. Подобно режиссеру Матисс ставил спектакли, меняя декорации и костюмы своих натурщиц. Здесь он создал чувственную серию картин «Одалиски» «по мотивам« воспоминаний о Марокко. Воображаемый гарем с томными восточными красавицами, обнаженными и в экзотических нарядах — широких шароварах, шелковых жакетах, кружевных блузах и платьях из роскошных материй. («Одалиска с турецким креслом«, 1928.)
Весной 1931 года Матисс снял гараж на улице Дезире Ниель, 8, чтобы работать над огромными панно «Танец» для американского коллекционера Барнса. Он также нанял помощницу Лидию Делекторскую. Молодая русская эмигрантка сначала помогала Матиссу в мастерской, а потом стала сиделкой и компаньонкой мадам Матисс.
Однажды Матисс как обычно пришел в комнату жены и что-то ей рассказывал. Лидия была рядом. Неожиданно повисла пауза. «Не шевелитесь», — сказал Матисс, раскрыл альбом и начал рисовать девушку. В тот день Матисс как будто впервые увидел Лидию, эти лицо, руки, волосы, глаза… Этот набросок лег в основу картины «Синие глаза».
«Эта женщина, склонившая голову на руки. Мне кажется, я никогда не видел, чтобы так рисовали руки. Руки женщины, обвившей мужчину в постеле. Мужчины не было. Были руки,»- написал об этом рисунке французский поэт Луи Арагон.
Так Матисс обрел идеальную модель. Он рисовал Лидию часами, днями, месяцами... Девушка не только позировала Матиссу, но печатала письма, переводила статьи. Вскоре Мадам Матисс, обеспокоенная тем, что Лидия стала занимать в их доме слишком большое место, поставила мужу ультиматум: «Я или она». Матисс выбрал семью. Но когда Лидия ушла, художник обнаружил, что без нее уже не может. И Лидия вернулась и оставалась рядом с художником до последнего его дня.
«На протяжении 20 лет я была светом его очей, а он — смыслом моей жизни…«— вспоминала Лидия Делекторская.
В 1938 году Матисс купил квартиру в резиденции «Режина» («Regina») на северной окраине Ниццы в Симье. Когда-то это был роскошный императорский отель, не уступающий по своему великолепию знаменитому «Негреско». Во время отдыха на Французской Ривьере здесь останавливалась английская королева Виктория. В 1914 году отель опустел и стоял заколоченный досками, пока его не переделали в резиденцию.
В двухэтажных апартаментах Матисс устроил просторную студия, роскошный вольер с экзотическими пернатыми — у него собралось около 300 птиц! — украсил стены тканями.
1941 год — переломный в жизни Матисса: у художника диагностировали рак и сделали операцию. С тех пор почти все время Матисс проводил в постели. Лидия ухаживала за ним, став его ангелом-хранителем. Сохранились шуточные записочки Матисса: »Госпожа Лидия — ангел. Настоящий», «Той, у которой нет крылышек, но которая их заслуживает».
После операции Матисс начал «рисовать ножницами». Он разработал технику составления изображения из обрезков бумаги — декупаж (фр. papiers decoupes): закрашивал листы бумаги гуашью, большими портновскими ножницами вырезал из них фигуры и из цветных обрезков составлял композиции.
«Бумажные силуэты, дают мне возможность писать чистым цветом, и эта простота гарантирует точность. Это не возвращение к истокам, это конечный пункт поисков», — говорил Матисс.
Летом 1943 года он создал «Падение Икара» — коллаж, который привел к рождению одной из самых необычных книг XX века — книги декупажей «Джаз». Матисс «лепил скульптуры живым цветом», оживляя детские воспоминания о сказках, путешествиях, катании на санках, клоунах, гимнастах, акробатах, глотателях шпаг…
Своим лучшим произведением и «конечной целью всех трудов своей жизни» Матисс считал Капеллу Розария (Chapelle du Rosaire), построенную в небольшом городке Вансе неподалеку от Ниццы.
Осуществить этот проект Матиссу помогла Моник Буржуа. Девушка сначала была сиделкой Матисса, а потом — его моделью и другом. Она еще и неплохо рисовала, и художник хотел взять талантливую девушку в ученицы, но Моник избрала другой путь: приняла постриг и стала сестрой Жак-Мари. Через несколько лет они встретились в Вансе, куда Матисс приехал, чтобы избежать принудительной эвакуации из Ниццы. Молодая монахиня рассказала художнику, что у местной женской обители нет часовни для молитвы. И Матисс построил часовню — белое здание с майоликовой крышей, изображающей небо с облаками и украшенной изящным крестом-колокольней.
Все в капелле спроектировано по эскизам Матисса. Он создал керамические панно, алтарь из редкого мрамора, напоминающего хлеб, распятие, канделябры на тонких ножках в виде стеблей анемонов, стилизованный под виноградник вход в исповедальню, невероятной красоты витражи, которыми мастер особенно гордился... Он даже разработал эскизы богослужебных облачений различных цветов. Всё он продумал так, чтобы в капелле играл свет.
«…я хотел бы сделать свою капеллу местом, которое своей красотой тронуло бы сердце каждого, местом, где их души были бы очищены красотой форм», — говорил Матисс.
Матисс работал над капеллой больше четырёх лет и на Рождество 1950 года передал ее епископу Ниццы. Сестра Жак-Мари хотела, чтобы Матисс был погребён в капелле, но художник отказался, сказав, что тогда она станет памятником его безмерному тщеславию, и был счастлив, что капелла стала местом молитвы.
Матисс умер в Ницце 3 ноября 1954 года. Его скромная могила находится на кладбище францисканского монастыря Симье.
В 1963 году в Ницце в трехэтажной вилле XVII века в генуэзском стиле в парке Арен-де-Симье рядом с «Режиной» и францисканским монастырем был открыт Национальный музей Анри Матисса. Коллекция включает почти 70 картин, свыше 230 рисунков и 200 гравюр, а также скульптуры и книги, иллюстрированные Матиссом. Работы разных периодов иллюстрируют творческий путь мастера — от первого «Натюрморта с книгой» (1890) до одного из его последних декупажей «Цветы и фрукты» (1952-1953).
Пережив самые страшные события ХХ века и собственную болезнь, приковавшую его к инвалидному креслу, Матисс на протяжении всей жизни оставался художником радости и не испортил искусство болью и страданием. Своим творчеством Матисс хотел подарить человеку, уставшему от этого прекрасного и яростного мира, гармонию и спокойствие: «Я просто хочу, чтобы усталый человек, глядя на мою живопись, вкусил отдых и покой».
Матисс стремился изобрести цвет радости и гармонии. Насыщенный ярко-синий цвет стал визитной карточкой Матисса и символом всего Лазурного Берега. Возможно источник вдохновения Матисса нужно искать в Ницце, в необычайной прозрачности воздуха, поразительно ярком, сияющем солнечном свете и синеве моря.
Текст: Вера Тимошенко
Комментарии: |