«Поздняя любовь» – не самая популярная пьеса Александра Островского, однако сам автор выделял ее как одну из лучших своих работ. Поэтому взяться за это произведение на сцене – немалая ответственность. Но это не спугнуло выпускников Коми студии театрального института им. Щукина, которые взяли «Любовь» в качестве дипломной работы.
Молодым актерам удалось в очередной раз доказать, что у великих произведений не существует срока годности и они всегда современны и своевременны.
Столкновение бескорыстной любви и жажды наживы – именно этот конфликт был обнаружен во время спектакля. Людмила Герасимовна готова отдать все ради любимого Николая, а он же только проматывает деньги и просит мать уплатить его карточный долг. Не трудно догадаться, что, не сомневаясь ни секунды, деньги вместо матери высылает Людмила. Такой шаг для нее ничего не стоит, когда она согласна идти за возлюбленным куда угодно. А нужно ли ему это? В ответ на признание в любви Николай лишь замечает: «Вы мало себя цените».
А как определить цену любви? Разве это чувство не бесценно?
Ценой любви Людмилы является ее отказ от всего, будь то женская гордость, деньги или даже родной отец, у которого ей необходимо украсть бумагу для Николая.
В какой-то момент может показаться, что героиня Людмилы бесхарактерна и слабовольна, но актриса Кристина Коснырева показывает свою героиню как девушку, которая не знает другой любви, кроме служения близкому человеку. Она отмечает, что любовь для Людмилы – долг, поэтому отдать последние деньги во спасение любимого вполне естественно для ее природы. Героиня всю жизнь думала только о благополучии своего отца и свое неожиданно возникшее чувство к гуляке Николаю воспринимает как последний дар любви, последний шанс быть счастливой. В беседе с Николаем она с горечью спрашивает его: «А знаете ли вы, на что способна эта поздняя последняя любовь?»
Валентин Бугаев на сцене показывает Николая, который до самого конца не может понять силу чувств девушки. Актер сыграл такого персонажа, который стал типичным представителем даже не девятнадцатого, но двадцать первого века. Он не знает, что ему делать и куда двигаться, а от безвольности решает плыть по течению, прожигая свою жизнь.
Одними из самых ярких персонажей постановки можно по праву назвать мать Николая Фелицату Антоновну и его младшего брата Дормедонта. Доля юмора, пришедшаяся на этих героев, была искрометно подана актерами Ангелиной Шаховой и Родионом Филипповым. Своим появлением они преображали каждое действие, будь то переворачивание пыльного ковра к приходу важной гостьи или обычные будничные разговоры.
Нельзя не заметить, что зрительный зал был покорен игрой Родиона Филиппова. Его Дормедонт, нелепый и трогательный, сорвал больше всего аплодисментов. Он несколько раз пытается признаться в любви Людмиле Герасимовне, не замечая ее любви к старшему брату и искренне уверен, что девушка к нему благосклонна. Над ним подтрунивает мать, от него отмахивается брат, но он любит их. По-своему радуясь женитьбе Николая на Людмиле, Дормедонт замечает, что у него самого с женитьбой не получилось просто потому, что сам он «больше по хозяйственной части».
Режиссер В. Маркин решил сохранить «Позднюю любовь» в ее первозданном виде, не меняя стиль, не перенося действия на наше время и не переделывая персонажей Островского. На сцене все происходит так, как представляешь себе во время чтения пьесы. И от этого спектакль только выигрывает.
В постановке бережно сохранена атмосфера девятнадцатого века, а каждая деталь: стоящий у стены граммофон или небольшая чернильница на деревянном столике, — удачно вписывается в мизансцену. О том, удалось ли молодым актерам донести до зала всю глубину истории Островского, можно судить по реакции зрителей – после спектакля они толпились в фойе института и ждали своей очереди, чтобы в книге отзывов выразить артистам благодарность за игру.
Молодежь, дети, взрослые – абсолютно все были увлечены этой постановкой. А это значит, что выпускники студии не только вдохновились сами, но смогли вдохновить и других и доказать, что никогда не поздно любить, верить и пытаться изменить свою жизнь к лучшему.
Комментарии: |