Кому должно служить изобразительное искусство? О чём должен говорить художник через свои полотна? Этими вопросами творцы задавались всегда, и в каждый период живописи находили свои ответы.
До середины XIX века для живописи России был характерен академизм. Художники этого направления были ограничены принципами классического искусства. Парадные портреты, салонные пейзажи, библейские сюжеты – всё композиционно правильно, возвышенно, красиво. Вполне естественно, что нашлись художники, которых не устраивали эти сухие рамки. Такие люди мечтали связать искусство с реальностью. Таким образом возникло самое крупное и влиятельное художественное объединение в Российской Империи – Товарищество передвижных художественных выставок.
Члены этого объединения, в дальнейшем «передвижники», рассматривали простой народ как часть целевой аудитории, и полотна стали реалистичными и понятными этому народу. С целью привить любовь к искусству в русском обществе, особенно за пределами столицы, стали организовываться выставки и открываться музеи в провинциальных городах. Художники-передвижники претворили в жизнь мечту сделать искусство мобильным. С этого момента главными героями множества картин стали простые люди, а на смену помпезным, салонным пейзажам пришёл пейзаж лирический. В жанре последнего А.К. Саврасов написал свою работу «Грачи прилетели» и представил её на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Картина произвела фурор, никто ещё не изображал русскую природу с такой простотой и любовью. Работа получилась невероятно живая. Близкий всем провинциальный пейзаж (картина писалась в Костромской губернии), изображающий раннюю весну, положил начало новому этапу в живописи России 19 века.
Продолжая говорить о пейзажистах периода существования Товарищества передвижных художественных выставок, нельзя не сказать о И.И. Шишкине. Поистине гениальный рисовальщик-пейзажист своего времени, он был человеком широких взглядов и увлекался механикой, историей, археологией, естественными науками, но настоящей его страстью била живопись. Во времена учебы в Санкт-Петербурге И.И. Шишкин, не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры, мечтая как можно точнее передать все формы и тонкости окружающей его природы. Эта манера позволила вскоре художнику стать настоящим мастером реалистичного пейзажа. Желая воспеть красоту родной земли и заручившись помощью своего друга, художника К.А. Савицкого, И.И. Шишкин создаёт одну из самых своих известных работ: «Утро в сосновом лесу».
Также к художникам-передвижникам можно отнести И.Е. Репина. Его знаменитая работа «Бурлаки на Волге» произвела сенсацию среди современников. Прогулка художника по берегу Невы однажды была ознаменована мечтой создать картину, которая стала бы ярким и живым воплощением контраста между праздной публикой (обычно гуляющей неподалёку в то время), и людьми, вынужденными выполнять тяжелую работу: тянуть лямки с лодками. Эту мечту И.Е. Репин вскоре воплотил в жизнь, и полотно «Бурлаки на Волге» послужило олицетворением классового неравенства, обратило на него внимание общественности.
Ещё одно громкое имя в художественном мире России XIX века — В.И. Суриков. Ругаемый современниками за «кашу» из персонажей, сумбурность действий, перенасыщенную композицию в работах, он занял место одного из главных исторических живописцев России. Со многими препятствиями и трудностями столкнулся В.И. Суриков до того, как получил общее признание и известность, но мечта стать художником была сильнее. Судьба благоволила упорному юноше и так, особо значимым стало знакомство с золотопромышленником П. И. Кузнецовым, который в будущем материально посодействовал недюжинному желанию молодого В.И. Сурикова поступить учиться в академию художеств в Санкт-Петербурге. Как известно, дорогу осилит идущий, и впоследствии первое свое значительное полотно «Утро стрелецкой казни» художник завершил в год вступления в Товарищество передвижных художественных выставок.
К художникам-передвижникам можно также отнести и В.М. Васнецова, работавшего в различных жанрах, но всем нам более известного как мастер фольклорной живописи. Будучи патриотом своей страны, он мечтал открыть в живописи русскую самобытность, соединить сказочные мотивы и собственные философские суждения. Попытки претворить в жизнь эти желания порождали острые дискуссии, множество людей находило работы В.М. Васнецова безынтересными. Несмотря на это, принципы своего особого «русского стиля» после живописи художник развивает в архитектуре, оформлении храмов, театральных постановок. Сбылась ли его мечта? Судите сами, если былинно-историческая сторона его творчества стала наиболее ценной для современников и потомков.
Выше сказано далеко не обо всех участниках Товарищества передвижных художественных выставок, это был союз множества самобытных и безгранично талантливых художников. Благодаря труду и смелости сбылась их мечта приобрести необъятную народную аудиторию, выйти за рамки академизма, выразить через свои работы любовь к Родине.
Комментарии: |