Как бы ни банально звучала фраза о том, что «талантливый человек – талантлив во всем», порой степень одаренности некоторых гениев не укладывается в голове.
Год от года человечество развивается и развивается искусство, но остаются непревзойденные мастера, имена которых звучат с восхищением и благоговением уже не одно столетие. К ним можно смело отнести Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти. Это творцы, которых можно смело называть «титанами Возрождения». Каждый из них уникален, и каждый внес свой вклад в развитие различных сфер искусства Ренессанса. Непохожесть этих трех гениев во многом определила многогранность этой эпохи, сформировала её особый характер.
Работы одного из трех вышеупомянутых «титанов Возрождения» можно сейчас посмотреть в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.
«Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии» – это коллекция в основном портретов. Чем же примечателен именно этот жанр эпохи раннего Возрождения?
Дело в том, что Рафаэль выступал в нём новатором, впервые изображая человека в качестве уникальной личности своей эпохи. До широко известной «Джоконды», портретами зачастую были профильные изображения (прием, заимствованный с античных медалей и монет). Этот жанр служил для того, чтобы увековечить человека, он требовал типизации образа, но не требовал передачи индивидуальности.
Леонардо да Винчи «развернул» «Джоконду» к зрителю и дал множество деталей для раскрытия ее характера. К этим деталям можно отнести и наклон головы, и положение рук, и фоновый пейзаж. Это была новая схема, которойРафаэль воспользовалсяи пошел дальше, сформировав жанр портрета в современном смысле слова.
Каждый человек на его полотнах это незаурядная личность, в которой с одной стороны есть индивидуальность, а с другой обобщенные черты Ренессанса. Характерные для этой эпохи гуманистические идеалы, постановка человека в центр вселенной определили характерные черты портретов Рафаэля. Человек в его творчестве находится в гармонии с природой ив гармонии с самим собой.
Изображенные им люди не отдаляются он нас, они понятны нам, и прекрасно, что спустя столетия, мы можем прикоснуться к работам Рафаэля.
Комментарии: |