Об особенностях российского мультипликационного кино, об истоках и перспективах, о сложностях, с которыми сталкивается мультипликатор в России, об успехах и о разнообразии анимационных стилей и подходов поговорили с режиссером Леонидом Шмельковым.
Работал в этом проекте, когда он только начинался, в разных ролях: режиссер, художник, аниматор. Идея была интересная – сделать сериал про семью (скорее всего московскую) на основе рассказов современных писателей: Марины Москвиной, Артура Гиваргизова и др. Впоследствии, правда, оказалось, что переделывать рассказы в сценарии мультсериала так неудобно, что гораздо проще и веселее написать новый сценарий. Но, возможно, это только наша история. Это первая моя работа в анимационной студии. Было интересно и весело. Последние несколько лет я с этой студией не сотрудничаю.
Бывают короткометражные мультфильмы, бывают анимационные сериалы, бывают полнометражные. Это разные форматы, и в каждом свои особенности. Но важнее понять, что глобально есть два типа фильмов: искусство и коммерческая продукция. Бывают пересечения, но редко они оказываются удачными. И для меня важна именно эта грань. Разница заключается в мотивации авторов. Коммерческая анимация – это производство некого продукта с целью его продать. В этом плане она не сильно отличается от производства кроссовок, автомобилей и накладных ушей. Надо, чтобы всем нравился твой персонаж, чтобы все покупали карандаши, рюкзаки и тетрадки с его симпатичной рожицей. Поэтому в коммерции всегда выгодно баллансировать на уровне среднего обывателя. Не придумывать ничего сильно авангардного и оставаться в рамках уже наработанных схем, которые когда-то кому-то уже принесли доход. Люди же, которые занимаются авторской анимацией, могут оставаться в поле искусства. Искусство не создается ради денег и славы, и даже не всегда отвечает потребностям зрителей, это вторично. Искусство – это больше про самого художника и его понимание мира, про его выражение и служение каким-то силам, которые сложно формализовать. Чисто практически заниматься именно авторской анимацией удобнее всего в формате короткометражного мультфильма. Можно всё делать самому от начала и до конца, и поэтому оставаться относительно свободным. Мне нравится такой путь.
Моё детство прошло в окружении видеокассет с диснеевскими мультфильмами. Некоторые из них я, наверное, пересмотрел раз по пятнадцать, двадцать, может больше. Конечно, когда мы говорим Дисней, это условно. Сам Уолт Дисней — просто успешный бизнесмен, владелец всемирно известной анимационной студии. За ним стоят сотни талантливых людей, которые и создавали фильмы. Причем мне больше всего нравятся именно старые фильмы: про Маугли, про меч в камне, про Робин Гуда. Но чем дальше, тем хуже и хуже. Современные не по мне, я уже явно не вхожу в их целевую аудиторию. Так или иначе диснеевские и вообще все крупнобюджетные анимационные фильмы очень сложны в производстве: технологии, люди, деньги, опыт, рынок. В России из этого всего пока есть только деньги и видно, что этого недостаточно. Люди есть талантливые, но совсем немного. Возможно, что-то изменится, но не думаю, что скоро.
Мультипликация бывает разной: детской, взрослой, даже документальной. Есть взрослые, которые не любят мультфильмы, но, по моим наблюдениям, их не так уж много. В основном взрослые смотрят и любят смотреть мультфильмы не меньше детей, даже если они это и скрывают. И, конечно, всё зависит от конкретного фильма. Сама постановка вопроса о том, могут ли быть мультфильмы для взрослых, кажется мне дурной. Я не вижу ни одной причины, почему бы взрослому не смотреть мультфильмы.
Это история про мальчика, который хотел очень увидеть лося в лесу. История про мальчика и про его папу, про их отношения, и про жизнь, и про лося, который причудливым образом в голове мальчика соединяется с отцом. Не люблю рассказывать про свои фильмы. Кроме того, их все можно посмотреть в интернете.
Я не большой поклонник разделения мультфильмов на русские и нерусские. Сам анимационный мир, который занимается некоммерческой анимацией такой маленький, что делить ещё на русский и нерусский бессмысленно… Есть небольшие особенности, которые обычно выделяют: наши мультфильмы более литературные (нарративные), западные чаще более визуальные. Но какой он – русский мультфильм, тут я затрудняюсь ответить… Разный. Есть разные люди, которые снимают разные мультфильмы. Есть, например, гениальный Саша Свирский, у него такие музыкальные, ритмичные фильмы, ни на что не похожие. Есть Иван Максимов и его мир замечательных существ. Он тоже гениальный и тоже такой один, ни на кого не похож. Есть множество техник разных, разных художников, студий. И вообще, анимация – это всегда большая палитра возможностей. И если делить их на русские, не русские, пришлось бы что-то упрощать, а мне бы не хотелось.
Самая большая проблема в анимации – это длительность и трудоемкость процесса создания. Даже самый маленький мультфильм – это много часов, дней, недель, месяцев, а иногда и лет работы. Нужно очень любить это дело, чтобы дотерпеть до самого конца и закончить фильм. И поэтому каждый фильм хочется назвать последним. Идея обычно приходит быстро, а вот воплощать её приходится очень долго. Поэтому все аниматоры люди особенные, ведь мало кто готов на такое пойти. В конце пути есть, правда, небольшое вознаграждение. С хорошим мультфильмом удобно потом путешествовать по миру.
Комментарии: |