Не так давно журналисту BRIGHT удалось попасть на открытие выставки «THE MODERN DAY MADONNA», а также встретиться с куратором MSK EASTSIDE GALLERY Заком Кахадо и самим художником Джабах Кахадо. О своём впечатлении от увиденного рассказывает Пономарева Анна.
Темно, холодно, погода отвратительная. Льёт, как из ведра. Мокрый снег хлюпает в ботинках, а низ брюк всё больше набирает воды, холодная жижа пробирается вверх и достаёт уже почти до самых колен. Центр Москвы. Мы идём на выставку Джабаха Кахадо. Заявленная тема: Мадонна сегодня. Достаточно быстро разобравшись, что речь пойдет не о певице-Мадонне, а об образе Мадонны в живописи – женщина с ребенком, мы, пробираясь в ночи к выставочной галерее, размышляем, как может выглядеть Мадонна сегодня.
В сущности, материнством в наше время никого не удивишь. Общество считает это вещью весьма обыденной и достаточно простой. Поэтому даже к многодетным мамашам или матерям-одиночкам оно выдвигает суровые профессиональные требования, требование обязательной социальной самореализации. Современная мама должна сегодня одной рукой пеленать ребенка, а другой отправлять эмейл. Но на выставке нас ждало удивление. На белых стенах черно-белые образы современных женщин. Женщины были определенно из дня сегодняшнего, но то чувство, та радость и покой, исходившие от них, были очень древними. Этим чувством, казалось, был пропитан воздух.
«Это чувство: мать и её ребенок, не в религиозном смысле, а в смысле «праздника жизни», — это мой собственный опыт, когда я увидел свою жену с нашим ребенком», — рассказывает сам Джабах Кахадо. «Вы понимаете реальное значение жизни только тогда, когда у вас есть ребенок. Это не призыв заводить детей. Это только мой личный опыт, мой путь. Один из самых счастливых моментов моей жизни», — добавляет художник, смутившись.
На «кухне создания выставки», как выразился Алексей Боков, ребята окружили Джабах Кахадо, чтобы узнать, как в век успеха и карьеры, где искусство должно само о себе позаботиться (что, кстати сказать, братьям Кахадо вполне удаётся), не забыть о самом, пожалуй, главном и таинственном?
Истоки создания образа Мадонны с младенцем, считает художник, следует искать в самой жизни. Человек, наблюдавший мать и ребенка, почти всегда вольно или невольно восхищён величием и таинственностью происходящего. Кажется, какой-то великий секрет связывает этих двоих, живущих на планете Земля одновременно и присутствием своим поддерживающих причинно-следственную связь, вечное продолжение жизни, неиссякаемый источник бытия.
Тема эта столь глубока и столь вечна, ведь она восходит своими корнями к первому человеку, что живописцы не могли (и не могут) пройти мимо неё. Образ матери и ребёнка лежит в основании многих икон: момент рождения сына божьего, момент рождения Бога.
В светской живописи данный образ чаще всего трактуют как религиозный сюжет. Он берёт свое начало в Эпоху Возрождения. В самый разгар Возрождения жил и творил создатель одной из самых знаменитых Мадонн – Сикстинской Мадонны. Рафаэль закончил её за год до смерти в 1513 году. Идеи Рафаэля – это идеи величия человека, невероятные возможности физические и духовные. Следует сказать, что в эпоху Возрождения Марию и её младенца изображали многие художники. Но у всех Мадонна был разной: жертвенной у Корреджо на полотне «Поклоняющаяся Младенцу», умиротворенной у Сассоферрато – «Мадонна со спящим Младенцем», торжественной и решительной у Вильяма Адольфа Бугро – «Мадонна с розами», строгой у Уильяма Дайса – «Мадонна». Чувство торжествующего восторга с нотами пробуждающейся тревоги за будущее ребенка роднит работы Кахадо с полотнами Рафаэля и погружает зрителя в эти потрясающие и универсальные для всех живых существ переживания материнства.
Комментарии: |