Искусство – это состояние души. Но ни для кого не секрет, что понимание современного искусства – работа не для обывателя. Уличный художник Витя Фрукты о том как создаётся понятное искусство.
Что в твоем понимании «стрит-арт» и что он значит для тебя?
Я не теоретик, а практик
Я, конечно, не теоретик, а практик. Давать какие-то определения — не моя задача, да и кратко об этом сказать сложно. Но если брать предельно широко, то к стрит-арту можно отнести любое творчество на улице, в городе, в общественном пространстве. Так или иначе, всё, что там происходит, будь то надпись маркером на заборе или большой легально сделанный, пусть даже рекламный, фасад, может влиять на нас, на наше настроение, мысли и даже порой на конкретные решения.
Однако со своим личным опытом я связываю несколько более узкое представление о стрит-арте. Чётких границ чертить не стану, но в общем – это уличные работы с посылом, который исходит лично от автора и имеет направленность к зрителю. Скорее всего это сделано без специальных разрешений и согласований. Формат и посыл могут быть совершенно разными. Каждый художник старается сделать что-то такое, чего никто до него не делал, каждый говорит о чём-то своём. Поэтому в уличном искусстве можно увидеть множество самых разных техник и затронутых тем.
С чего ты начинал? Как рождались первые идеи?
Начинал я с бурной фантазии и стремления делать из обычного необычное. Кажется, ещё за несколько лет до первой уличной работы моя голова была переполнена кучей совершенно разных идей. Они были настолько разнородные, что их даже как-то обобщить проблематично. Бывало, некоторые из них реализовывались, но в основном в повседневности, в домашних условиях и в быту как поделки. Как бы между делом. Например, яйца на пасху разрисовать космическими пейзажиками. Или, заметив сходство сотового телефона с панцирем черепашки ниндзя, сделать из него Рафаэля. Случались подобные акты и за пределами дома — в кафе, на улице, в лесу, на крыше. А с какого-то момента уличные идеи стали посещать меня постоянно и уже не оставляли в покое. Были даже сфотографированы некоторые из потенциальных объектов, но прошло несколько лет, прежде чем я сделал свою первую уличную работу. Даже сейчас до сих пор случается, что реализую идеи, которые лежали много лет.
Какой опыт был самым запоминающимся?
Много разного было. Один из самых интересных примеров – это стихотворение Маяковского, написанное оградительными лентами на замороженной, 4-х этажной, кажется, стройке. Мне очень весело становится каждый раз, когда я вспоминаю, как мы её делали. Это был первый опыт самостоятельной (без помощи более опытных товарищей), несогласованной, но при этом достаточно масштабной уличной работы. Да ещё и не в родной Перми, а в Москве, где я к тому моменту прожил всего несколько месяцев. Тогда не было никого рядом, поэтому найти помощников было очень сложно. Люди, которые мне пришли помогать, вообще заранее не знали, что нужно будет делать. Такое было условие. Правда, я их предупредил, что нужно будет лезть через забор на охраняемую территорию. Некоторых из них я видел впервые, с другими был едва знаком. Технику на ходу отрабатывали. Пару раз на заборе во дворе порепетировали ленты вязать, да и пошли делать. Стихотворение делали с конца, предполагали, что за ночь закончить не успеем. Так и вышло. Но последняя строчка известна сама по себе и потому самодостаточна. И работа зашла в таком виде. Она так провисела больше месяца, прежде чем уже вдвоем с напарником к юбилею Маяковского мы пришли туда снова и за ночь дописали три оставшиеся строки. В таком виде работа прожила три дня. Скорее всего её заметили охранники и срезали.
Как понять, что твоя работа понравилась людям?
Вообще, всегда есть те, кому понравится работа, и те, кому не понравится. Это заранее известно. Поэтому как-то слишком всерьёз к этому относиться не стоит. Но если хочется потешить своё «ego», то добро пожаловать в интернет, считать количество отметок и публикаций. Гораздо интересней наблюдать за живой реакцией людей на улице.
Всегда есть те, кому понравится работа, и те, кому не понравится.
Кстати, во времена создания «ноктюрна» в Москве я воздерживался от публикаций своего уличного творчества. Так что фотография этих стихов попала в интернет без моего участия и затем разошлась по сети. Можно считать это показателем того, что работа удалась. Значит, она выстрелила в кого-то сначала в реальном пространстве, и уже потом в виртуальном. Со мной так случалось несколько раз, когда мои знакомые присылали мне в соц. сетях фотографии работ, которые я сам же и делал, но не публиковал. Нынешняя практика такова, что большинство уличных художников сами публикуют свои работы в сети. Люди видят их сначала на фотографии, и уж потом, кому повезёт, в реальности. И даже начинают ждать, когда следующая картинка появится. Так стрит-арт вместе с его художниками постепенно перетекают в виртуальность. Могу сказать, что меня это тоже коснулось, и вопрос этот для моих размышлений достаточно актуальный. Можно принять цитируемость в интернете за показатель успешности, но тут есть ловушка — можно уйти не туда.
Всё зависит от задач автора. Не все работы создаются для того, чтобы «понравиться». Иногда обратная реакция может показать, что художник попал в точку. Особенно когда затрагиваются какие-то серьёзные и остросоциальные темы. Куда важнее, если работа может вызвать мысль, вопрос, озадачить, обнаружить противоречие или открыть что-то. Одним словом, повлиять на человека, заставить его меняться, а с ним — и мир в целом. Я очень ценю такие действенные работы, хотя самому мне такое делать не особо удаётся.
Чувствуешь свою ответственность, создавая работы, которые увидят многие?
Ответственность, да, есть. Наверно, распространенная анонимность творчества уличных художников отчасти прикрывает их от этого и позволяет им какие-то вольности. Не сразу, но в какой-то момент мне открылось, что авторство или подпись под работой — это, кроме всего прочего (популярности, например), ещё и ответственность за сделанное. Тогда я пересмотрел своё отношение к идее анонимности работ, хотя до сих пор почти никогда не подписываю.
Был ещё один важный момент. Когда я делал свой первый большой девятиэтажный фасад в Тольятти, я услышал немало критики от прохожих и жильцов дома напротив. Многие хотели чего-нибудь цветного вместо монохрома, который я рисовал. И хотя положительных отзывов было больше, я очень чётко тогда почувствовал и крепко задумался о том, что вместе с размером работы пропорционально возрастает и степень ответственности. Создавая что-то масштабное, мы лишаем людей выбора, что ли. Они вынуждены созерцать разрисованный фасад, даже если он им не нравится. С другой стороны, иногда это нужно делать — показывать то, что может быть не очень приятно, на что человек по доброй воле смотреть не захочет. Например, в тех случаях, когда мы касаемся каких-то социальных проблем.
Мечтал ли в детстве стать уличным художником?
В моём детстве такого слова не было. Да даже когда я делал свои первые работы, то толком не имел представления о стрит-арте, не знал ничего ни об уличных художниках, ни о граффити. Даже в середине 2012-го ещё не мечтал. Но в какой-то момент всё само собой стало разворачиваться. За пару месяцев всё буквально случилось. Ну и понеслась.
Что тебя вдохновляет?
Много что вдохновляет. Люди в первую очередь. События, которые происходят со мной и вокруг. Неожиданности какие-то. Всё, что случается. Совпадения. Часто бывает, что созданию работ сопутствуют какие-то невероятные совпадения. Когда готовишь трафарет для марки с Циолковским, ищешь место — стену, где в городе Кирове её нарисовать. И в какой-то момент узнаёшь, что в доме с сенями, в котором ты сейчас находишься, в котором ты остановился у знакомых на несколько дней, почти 150 лет назад жила семья Циолковских. И никто из жильцов об этом не знает. И вообще это никак не отмечено нигде, кроме одной маленькой бумажки в музее, находящемся в нескольких кварталах отсюда. Когда такое случается, понимаю, что на своём пути, и силы приумножаются.
Бывает и такое, что произведения других художников вдохновляют, или литература, например. Читаю книгу, и вижу в ней отражение того, что со мной происходит, даже, бывает, подчеркиваю.
Есть новые задумки или мечты? Какие работы хотел бы создать?
Задумок, как всегда, больше, чем меня.
Действенные бы хотел. Чтобы работы работали, а не просто нравились.
Комментарии: |