В преддверии самого грандиозного ежегодного кинособытия – Каннского фестиваля, поговорим о кино. А так как обсуждать новые премьеры рановато, затронем тему нашумевших итогов прошлого года.
Президент РФ Владимир Путин подписал указ от 7 октября 2015 г. № 503 «О проведении в Российской Федерации Года российского кино». Нарекать грядущий год как корабль, идущий в плавание, стало уже доброй традицией. 2008-ой был Годом семьи, 2011-ый — российской космонавтики, 2012-ый — российской истории, 2014-ый — культуры, а 2015-ый — литературы.
Какой-то, действительно, существенной причины, по которой 2016 год стал «Годом кино» нет. И всё-таки выбор весьма символичен. В прошлом году отметили 120летие со дня первого кинопоказа в России и 80летний юбилей «Союзмультфильма». А так же на 2016 год пришёлся прокат масштабных (по русским меркам) кинокартин с впечатляющим бюджетом. В список супер ожидаемых фильмов прошлого года попали такие картины, как «Ледокол», «Дуэлянт», «Экипаж», «Время первых», «Викинг».
Президент РФ Владимир Путин подписал указ от 7 октября 2015 г. № 503 «О проведении в Российской Федерации Года российского кино».
Но было бы странно, на самом деле, не предположить, что «Год кино» – это своеобразный способ показать миру, что российский кинематограф жив, и что правительству есть, до него дело. Оживить атмосферу, так сказать, всколыхнуть патриотические чувства. Сергей Сельянов (российский продюсер): «Год кино способствовал нашим переговорам с властью на всех уровнях. Вопросы обсуждать было комфортнее. Но это не значит, что были достигнуты результаты». Финансирование тоже существенно не изменилось – около 6 млрд. рублей. Но, по крайней мере, не сократилось.
«Пусть доля российского кино в прокате осталась практически неизменной (уже несколько последних лет она колеблется в районе 18%), но отечественные проекты в 2016-м показали способность удивлять – и нашего, и иностранного зрителя, и это можно считать главным достижением Года российского кино», — подводит итог Павел Гайков (журналист РИА Новости).
Более сотни картин вышло в российский кинопрокат в 2016 году. Около 40 из них вошли в лонг-лист ожидаемых премьер самого популярного информационного кино-ресурса «Кинопоиск». Конечно, из них больше половины – это пугающие истории про супергероев (советских, кстати), ужастики и по-настоящему ужасающие рекламные комедии. Однако вторая половина вселяет больше оптимизма. Это и историческая «патриотическая» драма, и военный экшн, и покорители космоса, и питерские улицы альтернативного XIX века, и креститель Руси, само собой.
Не мудрено, что четверку самых посещаемых картин года составили как раз фильмы из этого списка. Первый в списке — ремейк одноименного фильма 1979 года – «Экипаж» (посмотрели 5,5 млн человек), затем художественно-биографический экскурс «Ледокол» (1,5 млн), мистический и неисторический «Дуэлянт» (1,5 млн), летописный, но больше художественный, с бюджетом более чем 1 млрд рублей «Викинг» (более 5 млн).
В противовес картинам, пестрящим компьютерными спецэффектами и большими бюджетами, увидели свет и фестивальные фильмы, к сожалению, так и не пробившиеся толком на большой экран.
Драма «Ученик» Кирилла Серебренникова. Картина о том, как религиозный фанатизм, взращиваемый на почве упрямства и юношеского максимализма, может породить уродливую свою форму – нацизм. И предостерегающая от этого. Фильм, отмеченный в Каннах, посмотрело 58 тысяч человек.
Злободневная само ироничная подростковая драма «Тряпичный союз», — обладатель Хрустального медведя на Берлинском кинофестивале, победитель «Кинотавра» 2015 собрала зрительскую аудиторию численностью чуть более 7 тысяч человек. А с картиной определенно стоит познакомиться.
Представитель редкого направления в России, фантастическая драма «Зоология». Парадоксальная и нетипичная история с глубиной от Ивана Твердовского смогли оценить всего 3,5 тысячи человек. А жаль, скачивайте и наслаждайтесь.
И все-таки, русское кино – бедное кино. Бюджеты отечественных лент и голливудских несопоставимы. К этому прибавляется и «нежелание думать» со стороны зрителя, подсаженного на американские комедии и на не «интеллектуальные» боевики. А также обидный отход русского независимого кинематографа от своей философско-воспитательной миссии в сторону массовости и коммерции.
Это не может не замечать и Запад, гостеприимно принимавший нас в золотом прошлом советского кино. Консультант многих киносмотров Элизабет Маршан из Финляндии говорит, что «ее коллеги просто мечтают обнаружить хороший российский фильм для своих программ». От родины Достоевского и Толстого Европа ждет эстетики и философии.
Что ж, остается только пожелать российскому кино обрести почву под ногами, найти свою золотую середину между коммерческой составляющей и идейным содержанием. Чтобы фильмы со спецэффектами перестали создаваться ради спецэффектов, а молодое и независимое кино отыскало путь к сердцам зрителей и на широкие экраны страны.
Чтобы молодой режиссер – выходец из мастерской А.И. Суриковой – после просмотра «Викинга» больше не вздыхал обреченно: «По крайней мере, поддержали рублем отечественный кинематограф, а то ведь вообще снимать перестанут».
Комментарии: |