21 июня исполнилось бы 55 лет лидеру группы «КИНО» Виктору Цою. Сегодня в рядах его поклонников не только так называемые «олдскульщики», ностальгирующие по своей советской молодости, но и те, кто не застал его живым, никогда не был на его концертах. Люди разных поколений любят песни «КИНО», звучащие так, будто написаны они вчера, а не в далёких восьмидесятых. В честь юбилея легендарного рок-музыканта в разных городах России пройдут концерты памяти. О них и не только о них расскажет журнал Bright.
Пожалуй, в странах ныне почившего СССР нет ни одного человека, который не знал бы о группе «КИНО», не слышал бы ни одной композиции. «Пачка сигарет», «Звезда по имени Солнце», «Группа крови», «Когда твоя девушка больна» — эти и другие хиты помнят и поют спустя 27 лет после трагической гибели Цоя в августе 1990 года. Зрелые и юные, романтики и скептики, жившие в советское время и знающие об этом времени лишь из воспоминаний родителей — почему им, таким разным, нравится одна и та же музыка? Почему они любят Виктора Цоя?
«Нам за честность могут простить практически всё. И недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихи. Этому есть масса примеров. Но когда пропадает честность, уже ничего не прощают». Эта фраза, сказанная им в одном из интервью, является, по сути, формулой успеха группы. Успеха, прошедшего сквозь десятилетия. Честность. Когда она есть, всё остальное становится второстепенным.
Он предпочитал быть честным во всём. И максимально сдержанным. Вероятно, так проявляла себя восточная кровь (Виктор был наполовину корейцем, а представителям этой нации обычно свойственна сдержанность). Она прослеживалась в творчестве, манере говорить, держаться на сцене. На концертах «КИНО» не было умопомрачительных спецэффектов, профессиональных танцоров на заднем плане или какого-либо иного эпатажа. Зрители видели стоящего на сцене молодого человека в чёрном, расслабленно держащего в руках гитару. Он просто пел. Но его низкий голос завораживал многотысячную толпу.
В расцвете своей славы лидер «КИНО» снялся в настоящем кино. Главная роль в фильме Рашида Нугманова «Игла» не обременяла Виктора никакими обязательствами — в кадре он не пытался актёрствовать, а просто был собой: «Этот фильм делался без сценария, как такового… Без всяких костюмов, причёсок. Я как ходил по улице, так и входил в кадр» — говорил он. И в этой картине мы действительно видим не придуманного персонажа, а реального Виктора Цоя с его немногословностью, характерными интонациями в голосе, небрежными, но плавными жестами. Он честен. И это подкупает.
Его именуют гением, пророком, последним героем… А «пророк» между концертами работал кочегаром в котельной, чтобы прокормить семью. Рок-музыка в советское время была под запретом, а сами рокеры считались тунеядцами. Им всем необходимо было где-то работать, заниматься чем-то «серьёзным» и «правильным», дабы не угодить за решётку за тунеядство…
Впрочем, если бы Виктор не стал музыкантом, он всё равно был бы связан с миром творчества. Обнаруженные в детстве способности к рисованию позднее привели его в художественное училище им. Серова (из которого через год юноша был исключён лишь за неподобающий внешний вид — длинные волосы и булавки на кожаной куртке в то время были настоящим вызовом обществу). Но заниматься живописью он не прекращал даже в период своей всесоюзной славы — многочисленные картины Цоя, датированные восьмидесятыми годами, бережно хранятся его друзьями и родными, а часть из них находится в той самой котельной, носящей название «Камчатка» и превратившейся теперь в место массового паломничества поклонников «КИНО».
Было у Виктора и ещё одно творческое хобби — имея диплом резчика по дереву, он мастерски вырезал нэцке — небольшие деревянные фигурки, распространённые в японской культуре. И щедро раздаривал их друзьям. Но приоритет, всё же, был отдан рок-музыке. Во многом благодаря умению Цоя сочинять и исполнять песни так, что они становились близки и понятны каждому, сегодня не угасает интерес к его творчеству. Молодёжь, слушая его хиты, видит перед собой не недосягаемого героя, а такого же молодого парня, который понимает и чувствует каждого из них, для каждого находит нужные слова:
«Ты должен быть сильным, ты должен уметь сказать: «Руки прочь, прочь от меня»;
Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть?»
(«Мама, мы все тяжело больны»)
Песням Виктора не суждено было бы «пройти» сквозь несколько десятилетий и остаться актуальными, если бы он пел о каких-либо жизненных реалиях того времени, в котором жил. Он пел о вечном — о жизни, смерти, одиночестве… Он очень любил ночь, и эта любовь неоднократно выливалась в строчки хитов.
«И это моё дело — любить ночь,
И это моё право — уйти в тень…»;
(«Ночь»)
«Раньше в твоих глазах отражалась ночь,
Теперь, когда за окнами ночь, твои глаза спят…»
(«Раньше в твоих глазах…»)
«А вокруг благодать — ни черта не видать,
А вокруг красота — не видать ни черта»
(«Печаль»)
В своём творчестве он часто затрагивал тему быстротечности и непредсказуемости жизни. В первой же строчке одной из самых сильных своих песен — «Война» — мы слышим озадачивающее «Покажи мне людей, уверенных в завтрашнем дне». Их нет. А это значит, что завтрашнего дня может и не быть…
«А жизнь — только слово. Есть лишь любовь и есть смерть,
Эй, а кто будет петь, если все будут спать?
Смерть стоит того, чтобы жить,
А любовь стоит того, чтобы ждать».
(«Легенда»)
И с этим могут согласиться люди разных поколений, возрастов, социальных статусов. Потому что чувствуют то же самое. Получается, что Виктор Цой посредством своих песен выражает не только собственные чувства и мысли. Он выражает чувства и мысли миллионов людей. И миллионы людей благодарны ему за это. А благодарность выражают по-разному: кто-то исписывает стены неизменным «Цой жив!»; кто-то, решая освоить гитару, несмело берёт первые аккорды «Звезды по имени Солнце»… Но самый масштабный способ выражения благодарности — концерты и фестивали, на которых звучат бессмертные хиты «КИНО». Бессмертные, как и их автор — Виктор Цой.
21 июня 2017 — фестиваль «КИНОпробы» (г. Окуловка, центральная площадь, вход свободный);
24 июня 2017 — мини-фест «Дети Цоя» (клуб «Вермель», г. Москва). Подробности здесь;
7, 8 и 9 июля 2017 — фестиваль «Stereoleto-2017» (г. Санкт-Петербург). Купить билеты;
30 сентября 2017 — концерт «Легенда — 55!» (Государственный Кремлёвский Дворец, г. Москва). Купить билеты.
Текст: Анастасия Нестерова
Комментарии: |