Что для вас мир? Каким вы видите будущее своих детей? Нет, речь не о технологическом, правильнее будет сказать, информационном рывке. Какая жизнь их ждет? Мирное небо, толерантное общество, отсутствие «стен» непонимания между государствами мира, равноденствие?
Или люди так и не смогут преодолеть свое тщеславие, погрязнув в войнах за однополярность, рисуя убогую панораму жизни простых людей? Будут наши дети счастливы или, наоборот, придется им расплачиваться за грехи предков, зависит только от нас. Не зря об этом писали в свое время и Толстой, и Хемингуэй, и Ремарк… И, главное, когда люди поймут, наконец, что война – это не выход? Что она калечит судьбы всех ее участников, и со стороны агрессора, прежде всего? Поймут, заявляем мы, обязательно поймут.
«Неприятие войны» как тема для дискуссий или как призыв к пацифизму всегда привлекала и продолжает привлекать внимание деятелей искусства, и в первую очередь, писателей. В разное время идеей безысходности и бесполезности войны были захвачены разные авторы, среди них значимое место занимает Эрих Мария Ремарк. Практически все его творчество – это пронзительный рассказ о маленьком человеке, часто солдате, на плечи которого вопреки его воле, возложена судьба всего человечества, но который зачастую даже не знает, за что сражается, за что должен отдать свою жизнь. Посыл этот отчетливо прослеживается, например, в таких произведениях писателя как «Время жить и время умирать» и «На Западном фронте без перемен».
Но тема ненависти к войне, на самом деле, значительно шире, чем можно было бы предположить. Так уж сложилось, что война по природе своей, в самых своих истоках, двулика и лицемерна, так как, с одной стороны, она практически всегда захватническая, с другой стороны освободительная. Всегда есть тот, кто нападает, и всегда есть тот, на кого нападают, и кто хочет освободить себя и свой народ от ига агрессора. Ведь нельзя не согласиться, что когда солдат защищает рубежи своей Родины, спасая свой дом и мать, — это один солдат и одни мотивы. А когда он вынужден бороться на чужой земле, сам выступая в качестве захватчика, уничтожая дома и убивая чужих матерей, – это совсем иной солдат, и руководят им другие мотивы.
Но, если в первом случае эти мотивы прозрачны и очевидны, то, что должно мотивировать солдата, ставшего невольным агрессором? Осознание расового превосходства над противником? Территориальные притязания своих правителей? Историческая справедливость? Господство в мире? Всё это безличные цели, которые для простого работяги или вчерашнего школьника по большому счету ничего не значат. Следовательно, в первом случае у солдата нет поводов сомневаться, что правда на его стороне, а что же во втором случае? Вчерашний мальчик с винтовкой за плечом, ни видевший еще жизни, но с лихвой уже хлебнувший смерти, как ему убедить себя, что друзья его умирают не просто по чьей-то прихоти, а в борьбе за правду, и что правда это стоит его собственной жизни?
Может именно потому ни одна война, которая зачиналась с целью обретения мирового господства, и не закончилась успехом для зачинщика, потому что такая правда не стоит того, чтобы за нее умирать?
Так считает Эрих Мария Ремарк, высказавший свою позицию устами героев произведения «На Западном фронте без перемен». «Мы всегда слишком поздно прозреваем. Ах, если б нам почаще говорили, что вы (противники) такие же несчастные маленькие люди, как и мы, что вашим матерям так же страшно за своих сыновей, как и нашим, и что мы с вами одинаково боимся смерти, одинаково умираем и одинаково страдаем от боли!», — говорит Пауль после убийства французского солдата. На страницах романа автор неоднократно возвращается к этой мысли: «Я вижу, что кто-то натравливает один народ на другой, и люди убивают друг друга, в безумном ослеплении покоряясь чужой воле, не ведая, что творят, не зная за собой вины».
Молодые ребята, ставшие в глазах мира беспощадными захватчиками, ребята, чьими руками свершается чужая воля, прозревают в пекле войны удивительно быстро, и так же быстро понимают, что война эта не их, что нет правды там, где оружие служит не для защиты родного дома, что кинули их, молодых, полных жизни, в смертельную мясорубку, отстаивать чьи-то сомнительные идеи, и внушили им, что они совершают праведное дело. А разве может победить солдат, который не хочет бороться? Который не видит в противнике врага? Из истории мы знаем, что Первая мировая война и для русских солдат стала огромным разочарованием, дух патриотизма быстро сменился негодованием, солдаты не хотели больше воевать в чужой войне, на фронтах наблюдались массовые случаи братания русских и немецких солдат.
В Аустерлицком сражении веком ранее союзные войска были наголову разбиты французами, русская армия понесла огромные потери. А все потому, что солдаты были вынуждены воевать на чужбине, оторванные от идеалов, они не желали отстаивать чуждые им идеи.
Но страшнее даже иное. Солдаты, которые умирают во имя свободы, знают, за что они платят жизнью. После войны мир воздаст им почести, оправдает все ужасы несправедливой войны, восполнит новой жизнью прорехи, оставленные смертью. А что же будет с теми, другими солдатами, которые не по своей воле на войне оказались, которые не за свои идеи сражались и друзей теряли, спрашивает Ремарк? Какими вернутся они домой с этой негероической войны? Не видевшие мирной жизни, потратившие годы на бесцельную войну, смогут они найти в себе силы жить? Ремарк сомневается в этом. Опустошающая чужая война прокатилась горящим колесом по их жизни, оставив внутри выжженное пепелище.
Но алчен жаждущий власти человек, не видит он страшных ран прошлого, мечтает он господствовать в мире. Бросает он в пекло молодых ребят, затуманив им мозг псевдогероическими лозунгами. Ослепленный, не хочет он признаваться самому себя, что бесперспективна его война в самом своем зачатии. Нет у агрессора, и не может быть такой мотивации, как у того, кто защищает свою жизнь и жизнь родных. Не могут солдаты бесконечно проливать кровь за пустые идеалы, умирать за громкие слова.
Не может захватническая война по определению быть оправданной, как не может быть понятой и принятой, — этому учит людей история, и, наверное, пришло время прислушаться к ее урокам.
Комментарии: |