В музее Метрополитан в Нью-Йорке открывается выставка работ Ирвина Пенна по случаю столетия со дня рождения фотографа. Историк моды, основатель школы фэшн-фотографии Полина Шурупова рассказывает, о выдающемся фотографе, чьи работы имели чрезвычайно важное значение в расширении границ моды.
Выставка Irving Penn: Centennial представит зрителям самое большое собрание работ Ирвина Пенна (1917–2009): натюрморты, исследования текстур и цвета, легендарные снимки жены Лизы Фонссагривз (модель), серии ню, бэкстейджи со съемок Vogue, портреты значимых фигур XX века- Пикассо, Дж. Кеннеди и др.
Трепетное внимание к композиции, деталям и нюансам – всё это отличает работы Пенна. И это не удивительно, ведь он был художником перед тем, как стать фотографом. Высокий интерес к течениям современного искусства отражен в его работе. Прецизионизм, например, который является конкретно американским художественным направлением живописи 1930-х гг., с его акцентом на четкости, упрощении форм, геометрической точностью читается на его фотографиях. Он также восхищался работами итальянского художника эпохи Возрождения Паоло Уччелло. Его исследования перспективы и ракурсов оказали влияние на Пенна.
К поискам своего собственного стиля его призвал Александр Либерман (редактор Vogue). Их тандем представлял собой творческие отношения, редкое и столь близкое слияние талантов. Фотографии Пенна незабываемые и бессмертные. В них нет прошлого, нет будущего, только настоящее, сфокусированное на остолбеневшем контуре туфли, на откровенно выделяющейся линии плеча. Качественный подход к работе, отраженный на фотографиях, всегда пленит взор зрителя. Сам Пенн был весьма бескомпромиссным, свободолюбивым и считал принятые в мире моды соглашения ограничивающими, поэтому игнорировал их.
Первая обложка Ирвина Пенна, сделанная для «Vogue», появилась в выпуске от 1 октября 1943 года: дамская сумочка, гармонично окруженная топазами и цитрусовыми фруктами, представляла собой сенсационно-новый образ – бескомпромиссный и сильный, в первую очередь ассоциирующийся больше с авангардистскими журналами, чем с «Vogue». Вся его работа отражала нечто новое: непосредственность и тягу к исследованию. Его камера была подобно микроскопу, он будто разделял всё на отдельные компоненты: ткани, текстуры, переплетение нитей шерсти, неровности оголенной спины – все это было тщательно им изучено.
«Когда я принялся за работу, крайне важным было вести учет, создавать фотографии, которые были вне времени, такие, чтобы просто взорвать страницу журнала одним своим присутствием».
Новый образ женщины Пенна привнёс поток свежего воздуха в неподвижную атмосферу fashion-фотографии. Его девушки появлялись в разных ипостасях: по-прежнему безупречно ухожены, каждый волосок на своем месте. Коварные и игривые, они небрежно ссутулились (однако позы эти принимали забавный вид), бросая вызов всем устоявшимся правилам о том, что нужно сидеть прямо.
Выставка Irving Penn: Centennial будет проходить в главном здании музея Метрополитен с 24 апреля по 30 июля 2017 и это отличный повод вдохновиться, поучиться и понаблюдать за работой величайшего мастера фэшн фотографии.
Текст: Полина Шурупова
Комментарии: |