Самобытность японского искусства проявляется буквально во всех его сферах, и кинематограф – не исключение. Несмотря на то, что в последнее время влияние Запада на японское кино лишь усиливается, в нем по-прежнему сохранились национальные черты и традиции. К сожалению, нашему зрителю японские фильмы и японские режиссеры мало знакомы. Акира Куросава, Такеши Китано и Хидео Наката… кого вы еще можете назвать?
Японский кинематограф стал зарождаться через год, после того как братья Люмьер сняли свой первый фильм. Все началось с кинескопа, а затем в Японии показали и самую первую ленту. В 1903 году появляется первый стационарный кинотеатр, а через пять лет и первая киностудия. Спектакли театра кабуки и события Ихтуэньского восстания положили начало игровому и видовому кино. Это были первые видеозаписи, зафиксированные на плёнку в 1899 году. Интересно, что до появления звукового кино, показ фильмов сопровождал бэнси — живой исполнитель сидел рядом с экраном и пояснял, что происходит на экране.
Традиции театра сильно повлияли на становление японского игрового кино: актёры играли в театральной манере, женские роли исполняли мужчины, ленты снимались с одной точки. Такие ленты имели два направления : «гэндайгэки» — фильмы о современности и «дзидайгэки» — фильмы, построенные на исторических материалах и фольклоре.
Режиссёр Эйдзо Танака сильно повлиял на становление японского киноискусства. Он стремился показать реальную жизнь и искал новые методы передачи естественности, он первым стал снимать актрис. Благодаря ему, реализм становится главным направлением кинематографа.
Много дали японскому кинематографу 30-е годы. В фильмах появляется звук. Впервые со звуком была показана лента «Родина», а с появлением фильма «Соседка и жена» он окончательно утвердился в кинематографе. Появление звука в кино привело к перестройке всей кинопромышленности. В 1937 была создана компания «Тохо», и по примеру Голливуда возникла система продюсеров, сложилась творческая элита ведущих режиссёров и актёров. В это время формируются основные черты своеобразного японского кино, которые и сегодня отличают национальный кинематограф страны: японским лентам свойственна некоторая замедленность действия и созерцательность, неторопливый монтаж общих и средних планов, повторяемость сюжетов и героев, но главное — лаконизм и простота, столь свойственные вообще художественной культуре Японии.
Вторая мировая война дала новый толчок бурному развитию документального кино. Самым значительным в этом жанре стал фильм «Морские сражения в районе Гавайских островов и Малайского архипелага» режиссера К. Ямамото. После войны, во времена американской оккупации, первой стала возрождаться именно кинодокументалистика, где проявили себя такие талантливые режиссеры как С. Ямамото, К. Синдо, Т. Имаи.
«Золотым веком» японского кино считаются 50-е годы, к этому времени в стране сформировалась «большая шестерка» ведущих японских кинокомпаний — «Сётику», «Тохо», «Дайэй», «Тоэй», «Никкацу» и «Синтохо», страна вышла на первое место в мире по выпуску фильмов: 1958 г. — 504 картины; число зрителей, а точнее кинопосещений — почти 1,2 млрд. Именно в 50-е годы благодаря Акире Куросаве мировой зритель узнал и полюбил японское кино. Его фильм «Расёмон» взял «Золотого льва» на престижном международном кинофестивале в Венеции.
Интересным явлением в кинематографе Японии и России отмечены 70-е годы, когда было снято несколько совместных лент: «Дэрсу Узала» с Юрием Соломиным в главной роли, режиссер – Акира Куросава; «Москва – любовь моя», «Шаг» Александра Митты, «Мелодии белой ночи» Сергея Соловьева. Ленты были встречены с интересом в обеих странах.
В 80-90-е годы японское кино переживает серьезный кризис, которому способствует стремительное развитие ТВ и видео, увеличение в прокате доли зарубежного кино, особенно американского, катастрофическое снижение количества зрителей в кинотеатрах. Несмотря на это, японское кино, несколько сдав свои позиции, все-таки продолжает развиваться.
На первый план выходит мультипликационное кино, появившееся в Японии еще в 20-е годы. Сейчас японские полнометражные «мультики», пожалуй, самые популярные в мире. Своей известностью они во многом обязаны выдающемуся мастеру Тэдзука Осаму, которого называют японским Диснеем.
В 90х гг. создаётся большое количество научно-популярных фильмов, развивается кинодокументалистика и мультипликация. Очень интересные, завораживающие, неподражаемые мультфильмы создаёт Хаяо Миядзаки.
В настоящее время мало слышно о кинематографе Японии, огромной популярностью пользуются, пожалуй, лишь мультфильмы, сделанные в стиле аниме. Такой жанр создания мультипликационного кино заразил своей фантастичностью всё нынешнее молодое поколение. Однако, японский кинематограф жив. Начиная с 80-х годов, в Японии ежегодно проводятся кинофестивали — Токийский международный фестиваль, фестиваль «Юфуин» (префектура Ойта) и др. Там демонстрируются самые последние работы современных режиссеров. В России ежегодный показ японских фильмов проводится вот уже более 30 лет в рамках фестиваля японской культуры «Японская осень».
Одно из последних достижений японского кинематографа – «Гран-при» на международном ХХI Московском международном кинофестивале (1999 г.) за фильм патриарха японского кино Канэто Синдо «Жажда жизни».
Искусство восточных стран – всегда дело «тонкое». И если вам доведется побывать в Японии, не стоит упускать возможности побывать в местном кинотеатре, чтобы оценить по достоинству неповторимое японское кино.
Текст: Надежда Божьева
Комментарии: |