Журнал Bright
  • Журнал Bright
  • Лица
  • События
  • Мнения
  • Путешествия
  • На глубине
  • Архив
  • О журнале

Путешествие по японскому кино

09.02.2017От авторовadmin

Самобытность японского искусства проявляется буквально во всех его сферах, и кинематограф – не исключение. Несмотря на то, что в последнее время влияние Запада на японское кино лишь усиливается, в нем по-прежнему сохранились национальные черты и традиции. К сожалению, нашему зрителю японские фильмы и японские режиссеры мало знакомы. Акира Куросава, Такеши Китано и Хидео Наката… кого вы еще можете назвать?


Содержание:

  • У истоков
  • Золотая пора
  • Смена ориентиров

У истоков

Японский кинематограф стал зарождаться через год, после того как братья Люмьер сняли свой первый фильм. Все началось с кинескопа, а затем в Японии показали и самую первую ленту. В 1903 году появляется первый стационарный кинотеатр, а через пять лет и первая киностудия. Спектакли театра кабуки и события Ихтуэньского восстания положили начало игровому и видовому кино. Это были первые видеозаписи, зафиксированные на плёнку в 1899 году. Интересно, что до появления звукового кино, показ фильмов сопровождал бэнси — живой исполнитель сидел рядом с экраном и пояснял, что происходит на экране.

Традиции театра сильно повлияли на становление японского игрового кино: актёры играли в театральной манере, женские роли исполняли мужчины, ленты снимались с одной точки. Такие ленты имели два направления : «гэндайгэки» — фильмы о современности и «дзидайгэки» — фильмы, построенные на исторических материалах и фольклоре.

kinematografia

Режиссёр Эйдзо Танака сильно повлиял на становление японского киноискусства. Он стремился показать реальную жизнь и искал новые методы передачи естественности, он первым стал снимать актрис. Благодаря ему, реализм становится главным направлением кинематографа.

Золотая пора

Много дали японскому кинематографу 30-е годы. В фильмах появляется звук. Впервые со звуком была показана лента «Родина», а с появлением фильма «Соседка и жена» он окончательно утвердился в кинематографе. Появление звука в кино привело к перестройке всей кинопромышленности. В 1937 была создана компания «Тохо», и по примеру Голливуда возникла система продюсеров, сложилась творческая элита ведущих режиссёров и актёров. В это время формируются основные черты своеобразного японского кино, которые и сегодня отличают национальный кинематограф страны: японским лентам свойственна некоторая замедленность действия и созерцательность, неторопливый монтаж общих и средних планов, повторяемость сюжетов и героев, но главное — лаконизм и простота, столь свойственные вообще художественной культуре Японии.

Вторая мировая война дала новый толчок бурному развитию документального кино. Самым значительным в этом жанре стал фильм «Морские сражения в районе Гавайских островов и Малайского архипелага» режиссера К. Ямамото. После войны, во времена американской оккупации, первой стала возрождаться именно кинодокументалистика, где проявили себя такие талантливые режиссеры как С. Ямамото, К. Синдо, Т. Имаи.

«Золотым веком» японского кино считаются 50-е годы, к этому времени в стране сформировалась «большая шестерка» ведущих японских кинокомпаний — «Сётику», «Тохо», «Дайэй», «Тоэй», «Никкацу» и «Синтохо», страна вышла на первое место в мире по выпуску фильмов: 1958 г. — 504 картины; число зрителей, а точнее кинопосещений — почти 1,2 млрд. Именно в 50-е годы благодаря Акире Куросаве мировой зритель узнал и полюбил японское кино. Его фильм «Расёмон» взял «Золотого льва» на престижном международном кинофестивале в Венеции.

Дэрсу Узала

Интересным явлением в кинематографе Японии и России отмечены 70-е годы, когда было снято несколько совместных лент: «Дэрсу Узала» с Юрием Соломиным в главной роли, режиссер – Акира Куросава; «Москва – любовь моя», «Шаг» Александра Митты, «Мелодии белой ночи» Сергея Соловьева. Ленты были встречены с интересом в обеих странах.

Смена ориентиров

В 80-90-е годы японское кино переживает серьезный кризис, которому способствует стремительное развитие ТВ и видео, увеличение в прокате доли зарубежного кино, особенно американского, катастрофическое снижение количества зрителей в кинотеатрах. Несмотря на это, японское кино, несколько сдав свои позиции, все-таки продолжает развиваться.

На первый план выходит мультипликационное кино, появившееся в Японии еще в 20-е годы. Сейчас японские полнометражные «мультики», пожалуй, самые популярные в мире. Своей известностью они во многом обязаны выдающемуся мастеру Тэдзука Осаму, которого называют японским Диснеем.

osamu-tezuka-manga-artist

В 90х гг. создаётся большое количество научно-популярных фильмов, развивается кинодокументалистика и мультипликация. Очень интересные, завораживающие, неподражаемые мультфильмы создаёт Хаяо Миядзаки.

В настоящее время мало слышно о кинематографе Японии, огромной популярностью пользуются, пожалуй, лишь мультфильмы, сделанные в стиле аниме. Такой жанр создания мультипликационного кино заразил своей фантастичностью всё нынешнее молодое поколение. Однако, японский кинематограф жив. Начиная с 80-х годов, в Японии ежегодно проводятся кинофестивали — Токийский международный фестиваль, фестиваль «Юфуин» (префектура Ойта) и др. Там демонстрируются самые последние работы современных режиссеров. В России ежегодный показ японских фильмов проводится вот уже более 30 лет в рамках фестиваля японской культуры «Японская осень».

Одно из последних достижений японского кинематографа – «Гран-при» на международном ХХI Московском международном кинофестивале (1999 г.) за фильм патриарха японского кино Канэто Синдо «Жажда жизни».

Искусство восточных стран – всегда дело «тонкое». И если вам доведется побывать в Японии, не стоит упускать возможности побывать в местном кинотеатре, чтобы оценить по достоинству неповторимое японское кино.

Текст: Надежда Божьева


Предыдущая запись Российско-иранский деловой форум Следующая запись От иерографии до аниме
Комментарии:

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA
Обновить

*

Свежие записи

  • Вивьен Вествуд: вдохновляющая бунтарка
  • Новые фильмы, которые отправят нас в путешествие
  • Можно по-разному: интересные новогодние традиции мира
  • Эмоции на работе: демонстрировать или нет?
  • Короткие сериалы для длинных выходных
Email
Vkontakte

Рубрики

©Bright live
ЭЛ № ФС 77 — 58164.

Политика конфиденциальности
__________
Наш ресурс является общедоступным и часть материала на нём размещается авторами, поэтому, при обнаружении материала, который вы считаете своим собственным, напишите нам в редакцию и мы решим проблему, вплоть до его исключения со страниц нашего сайта.