Всем хорошо знакома история молодого небогатого гасконского дворянина д’Артаньян, покинувшего родной дом и отправившегося в Париж в надежде попасть в полк мушкетёров. Bright приводит три различные интерпретации романа Александра Дюма, показанные на московских театральных сценах.
Режиссер-провокатор Константин Богомолов представляет свою – очень авторскую – версию романа Дюма, озаглавив ее «Мушкетеры. Сага. Часть первая». Жанр действа определен броско: романтический трэш-эпос. Постановщик почти полностью переписывает текст, переносит действие в наше время, дает героям новые имена. Его работа традиционно затянута – шутка ли: 4 часа и 40 минут с двумя антрактами! – и выстроена по традиционным для мастера приемам. Пошлые шутки на грани фола, переодевания, вольности и фривольности, советские и попсовые песни, народные артисты в удивительных для себя образах. Д’Артаньян из французского дворянина превращен в армянского юношу Артаняна, а его неразлучные товарищи – в грубых солдафонов из казармы. Миледи (Марина Зудина) до событий, описываемых на сцене, была мужчиной, да и Констанцию (Александра Ребенок) называют по-простому Костей.
Королева в исполнении Ирины Мирошниченко олицетворяет любовь, которой противостоит смерть в лице кардинала дяди Вити (Виктор Вержбицкий). Правда, нежное чувство царственной особы направлено на кумира подростков Джастина Бибера, но в этом стебе – весь Богомолов. Обобщенный павильон без опознавательных признаков, выстроенный постоянным художником режиссера Ларисой Ломакиной, по сути, не обозначает ничего. Спектакль сделан очень характерно для мастера, так что его поклонники останутся довольны. Тем, кто помнит оригинальный роман или хотя бы знаменитую советскую музыкальную экранизацию, лучше остаться дома.
Спектакль «Мушкетеры», поставленный мастером сценического движения и боя режиссером Андреем Рыклиным, – классическое воплощение приключенческого романа со всеми полагающимися атрибутами: фехтовальными поединками, танцами, музыкой, красочными костюмами. Сюжет полон интригами, любовью, увлекательными событиями и пронизан атмосферой верной мужской дружбы. Эти молодые смелые люди – действительно один за всех и все за одного!
Постановка стремительна и легка, а артисты играют словно бы не всерьез. Многие эпизоды солидного романа решены как воспоминания главных героев, так что фабула сохранена, но рассказана пунктирно. Массовым сценам, коих в «Мушкетерах» великое множество, могут позавидовать лучшие балетные коллективы, так слаженно и энергично они исполнены. Отдельные характеры представлены не канонически: чуть простоват Д’Артаньян (Дмитрий Бурукин и Прохор Чеховской), иронически-мудр Арамис (Алексей Бобров, Сергей Печенкин), злопамятен Атос (Дмитрий Кривощапов). Даже добрый увалень Портос (Владислав Погиба) становится любимцем женщин, хотя это не мешает ему азартно расправляться с гвардейцами кардинала. К слову, Ришелье (Александр Девятьяров, Виталий Тимашков) предстает таким же молодым и горячим, как и его противники. Прекрасна и утонченна Королева (Ирина Таранник, Анна Тараторкина), преданна и нежна Констанция (Анна Дворжецкая, Александра Розовская), опасна и прекрасна Миледи (Евгения Белобородова, Мария Турова). Словом, рамтовский спектакль вполне соответствует определению «для детей и юношества» и радует приверженцев традиционных трактовок. Играется он в два состава, так что каждый найдет для себя своих любимых персонажей, пленивших воображение еще в детстве.
Режиссерский почерк Юрия Погребничко не спутаешь ни с чем. Даже в инсценировку – весьма условную! – авантюрного романа мастер внес фирменную меланхолически-многозначительную иронию и легкий налет бардовской культуры. Название также отличается интригующей оригинальностью: «Три мушкетера. Десять лет спустя», подчеркивая, что это уже вторая версия спектакля, вновь воплощенная тем же постановщиком. Но постарели и мушкетеры: седовласые галантные мужчины – Атос (Владимир Богданов), Портос (Александр Зотов) и Арамис (Иван Сигорских) из отдаленного будущего персонажей – составляют компанию молодому Д’Артаньяну (Илья Окс) в потертой джинсовой курточке. Но не верных друзей в голубых плащах настигла старость: взрослеем и мудреем только мы, читавшие захватывающую книгу много лет назад.
Спектакль решен как концерт, составленный преимущественно из советских песен. При всей отдаленности внешнего действа нельзя не почувствовать знакомой канвы, в которой горячие, хотя не очень молодые мушкетеры спасают честь королевы (Элен Касьяник), блистают фехтовальным мастерством и обладают самым важным качеством – умением дружить. Героини одеты художником Надеждой Бахваловой в восхитительные яркие платья и напоминают летние цветы, которым суждено увянуть среди полей, где все еще идут сражения. Д’Артаньян, став маршалом Франции, все-таки умрет, а три его товарища – конечно, герои без страха и упрека – никак не находят покоя, бродя по театральным лестницам со шпагами у пояса. Все кончается в жизни, и только те, кто все за одного, существуют вечно.
Текст: Дарья Семёнова
На главном фото: Дмитрий Кривощапов и Мария Турова.
Комментарии: |