Принято считать, что кинематограф появился благодаря братьям Люмьер, но это не совсем так. Братья Люмьер скорее популяризировали его, доработав уже существующие к тому времени технологии и расширив их спектр.
На самом же деле первым фильмом считается «Аккордеонист» 1888 года, снятый режиссёром Луи Лепренсом. Фильм был снят на одну из первых хронофотографических камер с одним объективом и рулонным носителем.
Именно устройства, созданные Лепренсом, считаются первыми в истории прототипами киносъёмочного аппарата, наиболее близкими к нему по принципу действия. Прошло несколько лет, и инициативу перехватили два американца: Уильям Диксон и Уильям Хейз, которые в лаборатории Томаса Эдисона вели опыты по созданию кинетографа, аппарата для записи движущегося изображения на киноплёнку. Их первой работой считается немой короткометражный фильм «Шалости», снятый в 1889 году, также этот фильм считается первым, произведённым в США. Фильм не был предназначен для продажи и получения коммерческой выгоды, его создали для испытания изобретения.
Конечно же, есть и более ранние попытки оживить картинку, например, аппарат, изобретённый в Китае около 180 г. Н.Э. Дин Хуанем и получивший позднее название зоотроп. Принцип его работы основывался на персистенции, то есть инерции человеческого зрения. Так, например, когда крутят горящий факел, глаз видит огненный круг вместо нескольких положений одного и того же горящего факела. Зоотроп работал по тому же принципу. Чуть позже появлялись фенакистископ, зоопраксископ, стробоскоп и многие другие изобретения, основывавшиеся на том же самом, но подробно останавливаться на этом мы не будем, так как эти изобретения относятся скорее к аттракциону, нежели к кинематографу в том виде, в котором мы привыкли его воспринимать. Но вот что действительно дало огромный толчок изобретению кинематографа, так это хронофотография (разновидность фотографии, позволяющая записывать движение какого-либо объекта при помощи фотосъёмки его отдельных фаз через короткие равные интервалы времени). По сути она была связующим звеном между статичной фотографией и кинематографом.
Первый хронофотографический снимок с помощью нескольких фотоаппаратов сделал Эдвард Мэйбридж в 1878 году, это был снимок скачущей лошади по кличке «Оцидент». Следующей немаловажной ступенью стало создание Джорджем Истменом рулонной негативной фотобумаги, покрытой фотоэмульсией в 1884 году. Именно на неё в 1888 году режиссёр и изобретатель Луи Лепренс снимет свой первый фильм «Аккордеонист», о котором говорилось ранее.
Но давайте перенесёмся ненадолго во Францию, в город Лион, и посмотрим, чем же заняты в это самое время братья Луи и Огюст Люмьер. Начиная с 1883 года, вместе со своим отцом Антуаном братья Люмьер наладили производство желатиновых фотопластинок с использованием бромида серебра на основе технологии, разработанной младшим из братьев — Луи. К 1892 году ежегодное производство пластинок на фабрике достигло 4 миллионов, а капитал составлял 3 миллиона франков. Но до изобретения синематографа должно пройти ещё три года, так что мы вернёмся обратно в США, в лабораторию Томаса Эдисона.
На дворе 1891 год. Эдисон патентует своё изобретение под названием кинетоскоп, спроектированный им ещё в 1888 году, это был первый киноаппарат, позволяющий просматривать ролики, отснятые на кинетограф. В том же году зрителям показан первый фильм «Приветствие Диксона», того самого режиссёра Уильяма Диксона, который вместе с Уильямом Хейзом снял «Шалости» в 1889 году в лаборатории Эдисона. Но у кинетоскопа был весомый недостаток: смотреть фильм мог только один человек через специальный окуляр – это был исключительно персональный кинотеатр.
К 1984 году было отснято уже немало короткометражных фильмов для данного аппарата, и популярность этого развлечения возросла. 14 апреля того же года на Бродвее открылся первый салон, в котором были установлены десять кинетоскопов, предназначенных для просмотра коротких кинороликов. Спустя несколько месяцев подобные заведения открылись в Сан-Франциско, Чикаго и даже в Лондоне. Многие из кинолент того времени сохранились или были восстановлены и хранятся в Национальной Библиотеке Конгресса США (крупнейшей библиотеке мира), расположенной в Вашингтоне.
Ниже приведён лишь малый список тех фильмов, которые показывали на кинетоскопе Эдисона до изобретения синематографа братьями Люмьер, при желании их можно найти на YouTube:
1) «Аккордеонист» (англ. Accordion Player, 1888) — немой короткометражный фильм режиссёра Луи Лепренса. Материал снят хронофотографической камерой «LPCCP Mk II». Самый первый фильм.
Мужчина (Адольф Лепренс, сын режиссёра) стоит около ступеней и играет на маленькой гармонике (больше похожей на концертину, чем на аккордеон). Киноролик снят в качестве теста хронофотографической камеры Лепренса и существует только в виде набора отдельных фотографий. В отличие от двух предыдущих фильмов изобретателя, движущееся изображение не воссоздавалось Британским Национальным медиамузеем. Известна только любительская видеоверсия «Аккордеониста» с частотой 2 кадра в секунду.
2) «Движение транспорта по мосту Лидс» (англ. Traffic Crossing Leeds Bridge, 1888) — английский короткометражный кинофильм Луи Лепренса, второй экспериментальный фильм в истории кинематографа.
Киноролик в течение двух секунд показывает мост Лидс-бридж в городе Лидс, по которому движутся конные повозки и пешеходы.
3) «Сцена в саду Раундхэй» (англ. Roundhay Garden Scene) — английский короткометражный киноролик Луи Лепренса, он снят за полтора года до первого фильма кинетографа «Приветствие Диксона».
На снятых кадрах родственники изобретателя прогуливаются по саду, названному так же, как дом, вокруг которого он разбит. Фильм снят во дворе тестя и тёщи изобретателя Джозефа и Сары Уитли, в пригороде Лидса Оуквуд Грейндж, Западный Йоркшир, Англия. Имена снятых людей известны: сын кинооператора Адольф Лепренс, тёща Сара Робинсон Уитли, владелец фабрики Джозеф Уитли и Харриет Хартли.
4) «Шалости» (англ. Monkeyshines, 1889) — немой короткометражный фильм режиссёров Уильяма Диксона и Уильяма Хейза, а также первый фильм, снятый в США.
Человек в белой одежде стоит на месте и жестикулирует.
5) «Спортсмен из Ньюарка» (англ. Newark Athlete) — немой короткометражный документальный фильм Томаса Эдисона. В фильме был впервые снят профессиональный атлет. Премьера состоялась в США в июне 1891 года.
Атлет выполняет кручение булав перед камерой.
6) «Приветствие Диксона» (англ. Dickson greeting, 1891) — немой короткометражный фильм Уильяма Диксона, снятый в лаборатории Томаса Эдисона.
Диксон несколько раз жестикулирует шляпой, приветствуя зрителей.
7) «Сцена в кузне» (англ. Blacksmith Scene) — немой короткометражный фильм Уильяма Диксона. Премьера состоялась в США 9 мая 1893 года.
В фильме показана работа в кузнице, кузнец и два подмастерья обрабатывают заготовку. Мастер стучит молотком, указывая, где нужно будет обработать материал, и продвигает его дальше, подмастерья обрабатывают указанные места молотами. После нескольких повторений процесса мастер кладёт заготовку в угли, в это время один подмастерье берёт бутылку, стоящую у него за спиной, передаёт её другому, тот пьёт из неё и передаёт её мастеру, он тоже пьёт и передаёт её первому, который, отпив из бутылки, ставит её на место. Мастер возвращает разогретый материал на наковальню, и они продолжают проковку.
Съёмки проводились с апреля по май 1893 года в павильоне «Чёрная Мария», только что построенном рядом с лабораториями изобретателя, расположенными в городе Вест-Орандж, штат Нью-Джерси. Фильм снят «Кинетографом» и считается первой кинокартиной, публично продемонстрированной при помощи «Кинетоскопа»
В этот фильм были приглашены актеры, которые перед камерой играют роль кузнецов, то есть именно с этого фильма начинает зарождаться такая профессия, как киноактер.
8) «Боксирующие коты (проф. Уэлтона)» (англ. The Boxing Cats [Prof. Welton’s]) — короткометражный немой чёрно-белый фильм американского режиссёра Уильяма Диксона, снятый в 1894 году на студии Эдисона. В настоящее время хранится в Американской Академии кинематографических искусств и наук.
Два кота с боксёрскими перчатками на передних лапах боксируют на миниатюрном ринге.
9) «Танец бабочки» (англ. Annabelle Butterfly Dance) — немой короткометражный фильм Уильяма Диксона.
Аннабела Мур (в роли самой себя) танцует в костюме бабочки.
10) «Энни Окли» (англ. Annie Oakley) — немой короткометражный фильм, снятый на студии Томаса Эдисона. Премьера состоялась в США в 1894 году.
Женщина-снайпер Энни Окли (1860—1926) стреляет по целям и летящим мишеням. Цели падают. Правда, упали не все цели. Фильм считается первой съёмкой Энни Окли и первым фильмом жанра вестерн.
Как видите, до появления синематографа братьев Люмьер, патент на который они получат только 13 февраля 1985 года, кино уже проделало немалый путь от хронофотографических снимков до кинетоскопа. А чем же так понравился синематограф неискушённой публике тех лет, что это вообще такое и к чему привело, читайте во второй части статьи.
Комментарии: |
2 комментария. Оставить новый
Что-то братья Райт много на себя взяли, получается.
Спасибо за статью, нашла много чего интересного!