А вам тоже хочется работать и получать удовольствие от своей работы? Глупый вопрос. А что подразумевает под собой рабочий процесс? Это, прежде всего, атмосфера и организация труда, способствующая или не способствующая желанию отдаваться делу целиком и полностью.
Такие привычные для нас вещи, как страх перед начальством, трудовой календарь, обязательные норма-часы, строгое распределение компетенций и обязанностей, иерархия по типу Вавилонской башни составляет суть и основу организации труда на большинстве предприятий в России. И такой «планово-тоталитарный» подход, как ни странно, отнюдь не способствует любви россиян к своей работе, что плохо и для работодателя, кстати.
Содержание:
10% опрошенных категорически не довольны своей трудовой занятостью.
Иерархическая централизованная модель управления со строгим распределением компетенций является для России родной и понятной. Оформившаяся ещё при Иване Грозном приказная система, ведавшая различными делами государства, служила упразднению широкой боярской вольности и сосредоточению всей полноты власти в руках царя. Во времена Петра I такая модель управления имела еще более сложные иерархические признаки. Появившиеся коллегии (сначала около 13) подчинялись Сенату, который в свою очередь докладывал о деятельности подведомственных структур императору. Перед коллегиями несли ответственность губернии, провинции, уезды.
Разрастался бюрократический аппарат, в котором все больше проявлялись олигархические признаки, то есть сосредоточение управленческих функций в руках влиятельного, богатого меньшинства. Официально такая система оформилась при Александре I, где министерства (ранее коллегии) теперь находились только на четвертом круге власти.
Советская власть внесла свою «плановую» лепту в иерархическую структуру управления, и до нас она доползла в образе уродливого, разжиревшего чудовища, из каждой щелки которого торчит орущий начальник.
Даже, если вас мало интересует государственное устройство своей страны, это отнюдь не значит, что подобного чудовища пусть и меньших размеров вам не доводилось встречать. Что ещё более вероятно, вы существуете прямо в его желудке, даже не догадываясь об этом, как и большая часть ваших сослуживцев. Осмелюсь предположить, что даже ваши многочисленные начальники не сильно довольны своим положением, так как им наверняка хочется попасть в заветное «туда», где восседают избранные, потому-то они и сосут из вас кровь, потому что сосут из них.
Порочный круг, ни дать – ни взять. Начинаете прозревать? Печальная правда заключается в том, что многие россияне ненавидят свою работу. Фонд «Общественное мнение» спросил у россиян, довольны ли они своей работой, и результаты исследования оказались неутешительными. 10% опрошенных категорически не довольны своей трудовой занятостью, 1/3 россиян ходит на работу с большой неохотой, а еще 40% не желают возвращаться на работу после отпуска. Знакомая ситуация?
Помимо нашей национальной лени, которая никак не способствует рабочему настроению, помимо даже утвердившегося в обществе мнения, что работа должна приносить только деньги, но никак не удовольствие, и для этого надо стать рабом своего работодателя, существует еще такая вещь как атмосфера на рабочем месте. И, как правило, именно от того, как чувствует себя сотрудник внутри компании, зависит его трудоспособность и эффективность. На сегодняшний день сотрудник чувствует себя плохо, за что его «чихвостят» на планерках и собраниях.
А почему так происходит? Проблема в вертикальной структуре организации труда и в тесных устаревших рамках, в которых должен существовать современный работник. Конкретизируем, вертикальная система предполагает наличие кучи восходящих кругов (напоминает лимбы Данте, не находите?), от низшего к высшему. Каждый круг несет ответственность перед кругом, находящимся ступенькой выше, и так до самой верхушки, которой снизу и не видать. Эту иерархию поддерживает огромное количество начальников различных уровней, а так же бюрократические издержки, тормозящие рабочий процесс. Пока одна бумажка облетит всю эту пирамиду туда и обратно, а если не дай Бог, в бумажке обнаружится ошибка, она полетит по второму кругу, пока она пройдет все круги согласования, компания потеряет драгоценное время, которое, как мы помним, деньги. А виноватым окажется какой-нибудь менеджер младшего звена.
Другая причина — рамки.
Сегодня стремительно, хоть и на задворках основного рынка труда, растет и крепчает рынок удаленной занятости.
Раскусившие всю прелесть такого типа труда соискатели отказываются от тесных клеток офисов, дресс-кодов и нормированного рабочего дня в пользу удобного домашнего кресла и возможности самому распределять свое время. И все же этот рынок еще слишком мал, чтобы напугать консервативно мыслящих предпринимателей и организации, которые продолжают штрафовать своих сотрудников за опоздания, премировать за переработки, увольнять за нежелание выполнять не свои обязанности, даровать 28 календарных дней отпуска, и выдергивать из них по своему усмотрению, когда это необходимо. И работникам не нравится такое закабаление, оно ограничивает их творческие способности, рождает пренебрежительное отношение к обязанностям, и как следствие, тормозит развитие компаний.
Вот и скажите, где тут польза от такой сверхдисциплинированности? Кто сказал, что страх перед работодателем заставляет сотрудника работать лучше? Может, больше или натужней, но не лучше. Все эти правила из прошлого века являются издержками для современного специалиста, который хочет проводить больше времени с семьей, при этом выполняя свою работу на высшем уровне, самостоятельно строя свой рабочий день. Да и сегодня выигрывает та компания, которая подходит к делу креативно, но ни о каком креативе за стенками «гестапо» говорить не приходится. (Это маячок для предпринимателей).
И некоторые современные корпорации даже в России уловили эту закономерность. Работодатели не все, повторюсь, наконец, осознали, что главный ресурс, которым они располагают, это кадры, люди, от каждого из которых зависит успех компании. Их настрой определяет эффективность и качество конечного результата. Первые шаги по созданию комфортных условий труда для своих сотрудников сделали такие гиганты на российском рынке как Google, Avito, Yota, Mail.ru. Их офисы – настоящие дизайнерские творения, максимально светлые, открытые и комфортные, почти домашние. Однако это все-таки офисы, хоть и приятные, но с теми же корпоративными правилами. А как насчет передового подхода?
Впереди планеты всей редакции журналов, что не удивительно. Они в принципе отказываются от офисов, работая из разных городов и даже стран. При таком подходе отпадает надобность в бесчисленных начальниках, просто каждый несет личную ответственность за результаты своего труда. В таком ключе работает и наша редакция Bright. Сказать, что это удобно – не сказать ничего. Некоторые сотрудники журнала разбросаны по стране, что не мешает им готовить отличные материалы, зачастую наши журналисты пишут из-за границы прямо в режиме реального времени. Самый большой плюс – это время, точнее его экономия. Мы каждый сам для себя составляем график работы в соответствии со своими интересами и потребностями, не тратя время на дорогу в офис и обратно, сами выбираем оптимальное для продуктивной работы время суток (а оно не у всех начинается в 8 утра), короче, в выигрыше остаются и совы, и жаворонки.
Предвосхищая вопросы, отвечу, разумеется, у нас есть deadlines, конкретные сроки и конкретные задачи. Но, во-первых, для решения всех текущих вопросов существует Интернет и специальные рабочие приложения (мы на связи 24 часа в сутки), такое общение мобильней, чем в офисе, ведь в твоем распоряжении сразу все члены команды от старшего звена до младшего. А во-вторых, никого не грузят чужими обязанностями, в процессе работы мы спокойно обмениваемся задачами, если чувствуем, что это принесет больше пользы. Я уже не говорю, что отпадает надобность тратиться на содержание офиса.
Лично мне такая модель по вкусу. И авторам нашумевшей несколько лет назад книги «Офис в стиле фанк. Манифест удаленной работы» тоже. Кали Ресслер и Джоди Томпсон — авторы “Why work sucks and how to fix it” (оригинальное название) – призывают и работодателей и сотрудников идти в ногу со временем, не держаться за консервативные пережитки, сковывающие творческий потенциал компании. Здесь вы не найдете примитивных разглагольствований о плюсах и минусах подобной перестройки системы. Нет в книге и заумных психологических терминов и тренингов в стиле «как приручить начальника?», только реальные истории живых людей, которые не в теории, а на практике показывают, как работает система удаленной занятости, свободного посещения офисов, и почему за ней будущее.
Ваш босс считает, что подчиненный, которому по семейным обстоятельствам нужно часто отлучаться с рабочего места или (о ужас!) вообще переехать в другой город, не может быть эффективным работником? Смело подкидывайте ему на стол эту книгу, пусть прозревает. Работник, который чувствует доверие начальства, который доволен условиями труда, так как сам их для себя создает, — это лучший работник на свете. Как воспитывать дома ребенка или ухаживать за престарелым родственником, перевыполняя все плановые показатели? Все тут же, в этой книге.
В общем, предлагаю попытаться качнуть маятник в нашу сторону. Если вы чувствуете, что работа для вас как ярмо на шее, это знак, что пора менять взгляд на работу: и свой, и работодателя. Приобретайте книгу, читайте сами и делитесь с начальником. Есть вероятность, что прогрессивный работодатель вас услышит, если же после всех весомых доводов и прочтения книги, ничего не изменится, то уносите скорей ноги от такого работодателя. За смерть на рабочем месте премии не выдают.
Комментарии: |