Статья, посвящённая проблемам эмиграции, опубликованная в прошлом номере, вызвала невероятный ажиотаж. Мы сами не ожидали! Однако абсолютно понятным стало одно: вектор движения (а может быть просто ветер перемен и дальних странствий) подхватил наших соотечественников и уносит их (хотя бы умозрительно) всё дальше на запад.
Но чтобы, очутившись в Европе (или Америке), не «вскрикнуть от удивления», как бедняжка Дороти из «Страны Оз», давайте разберемся в сути вопроса. Не рассматривая всех сложностей жизни иммигранта, а также не затрагивая всего многообразия способов подобного переезда, сосредоточимся для начала на самом «безболезненном» — получение западного диплома. Как известно, выгоднее всего в кризис инвестировать в образование, а западные дипломы ценятся на рынке труда наиболее высоко. Поехали…
студентка «International and Global Studies & Economics» колледжа «SUNY Cortland», США, Нью-Йорк
Всю жизнь мечтала учиться за границей. Но каждый раз в поисках пути за рубеж что-то останавливало: недостаточный уровень языка, мало опыта, не отпускают родители, слишком дорого. Так и оставались мечты мечтами до конца второго курса, когда я наконец решилась покончить с отговорками, взять быка за рога и перевестись в иностранный университет. Признаюсь честно, под «учебой за границей» я всегда подразумевала Соединенные Штаты – мой главный приоритет после туристических поездок, романтических книг, сериалов, пропагандирующих небезызвестную «американскую мечту». Оправдались ли фантазии о пресловутой американской свободе, и какова оказалась жизнь студента в США глазами бывшего второкурсника российского вуза? Это я и попытаюсь вам рассказать.
Cразу хочу отметить, что моя история поступления отличается от всех стандартных процедур, так как я не поступала с первого курса на начало программы, а переводилась из российского университета в американский, да ещё и сразу на весенний семестр. Пожалуй, этот этап оказался самым трудоёмким. Процесс подачи документов резко отличается от российских реалий: не нужно стоять в очереди в приёмную комиссию с грудой документов не выспавшимся после выпускного вечера – все бумаги подаются онлайн или посылаются почтой заранее. Помимо результатов экзаменов и школьного диплома американцы требуют небольшое сочинение о том, почему именно данный университет является для студента приоритетом. Вообще хочу отметить, что в Штатах очень любят формат эссе для большого количества заданий, поэтому приучают к письменности с самого начала. Для неопытного человека электронный формат подачи документов может показаться очень запутанным и непонятным, но это лишь первое впечатление. онлайн система The Common Application (самый распространённый ресурс) не только позволяет сэкономить время в дороге и очередях, а также дает возможность подавать документы в несколько вузов одновременно. Я бы однозначно рекомендовала ввести похожую систему для российских студентов.
Студенческая жизнь в Америке также отличается своей насыщенностью.
Получив заветный пакет с письмом из университета о поступлении, необходимо планировать переезд – ведь мало того, что перелет займет 10 часов, так еще добраться из Нью-Йорка (или другого большого города) до места назначения займет некоторое время, так как зачастую университеты находятся в глубинке, в небольших студенческих городках. Забавно отметить парадокс – в России всё наоборот из глубинки стремятся в Москву. Мой университет находится в самом центре штата, поэтому я могла воспользоваться либо машиной напрокат, либо взять автобус. В первом случае придётся заплатить приличную сумму, так как прокат для неопытных водителей (до 25 лет) – удовольствие не из дешёвых. А вот автобус совсем не плохой вариант, так как маршрутов много, и билеты по доступной цене. Хочу заметить, что в целом вопрос передвижения для меня является одним из ключевых, ведь, как известно, в Америке уже с 16 лет все на машине, а публичный транспорт развит только в больших городах и в сфере выше упомянутых рейсовых автобусов. Для иностранного студента, финансово не готового приобрести свой личный транспорт, это создаёт некоторые трудности. Однако все проблемы решаемы – часто университеты предоставляют студенческие автобусы до ближайших магазинов, и американские друзья с машиной редко бывают против помочь и подвезти несчастного русского студента-пешехода.
Проживание также в корне отличается от Российских реалий. Как я уже упомянула, большинство университетов находятся вдали от дома, поэтому студенты переезжают жить «на кампус». Когда я думала о жизни в «общаге», я с ужасом представляла знакомые мне московские общежития с тараканами и паутиной. Но не тут-то было! Хочу отдать должное американцам – они умеют предоставлять комфортные условия для проживания. Все здания общежитий очень приличные, чистые, оборудованы всем необходимым: от мини-кухонь на каждом этаже до бесплатного интернета. К тому же колледж оставляет на усмотрение студента вопрос о сожителях. Через онлайн-систему ты можешь найти, с кем ты хочешь жить, или выбрать отдельную комнату. В плане проживания я не чувствовала особой тоски по дому. Также не существует злых комендантов, не пропускающих гостей по вечерам. здесь намного больше свободы, но, естественно, существует свод правил, чтобы не допустить распущенность.
Что касается учебной жизни, здесь, пожалуй, можно найти самое большое количество отличий. Моим первым удивлением, когда я пришла на своё первое занятие, было отсутствие постоянного состава группы на всех классах, к которому я привыкла, учась в российском вузе. Помню, что как попала я в группу на своём факультете, так и училась с ними все два года пребывания в университете. В Америке система совсем другая, так как составление расписания процесс не групповой, а индивидуальный. Каждый студент выбирает себе курсы в соответствии с требованиями своей специальности, он может выбрать профессора, а также время занятия, в том случае, когда есть свободные места в предлагаемых классах. Помимо обязательных курсов, в программе предусмотрено небольшое количество элективов (классов по выбору). Здесь студент может проявить фантазию и пойти на класс по гончарному мастерству или игре на гитаре – список огромен. И всё идет в счёт академического прогресса. Американцы считают необходимым разноплановое развитие. Более того, большое удивление ждёт того, кто мечтал распрощаться с биологией и математикой после 9 класса. Дело в том, что помимо обязательной программы выбранного направления и элективов в университете существуют 12 обязательных для всех категорий, которые студент обязан выполнить для того, чтобы получить диплом. Эти категории охватывают все базовые сферы знания, которые студент получил в школе и должен углубить в университете, а именно: вычислительные навыки, естественные науки, искусство, обществознание, литература и т.д. Несмотря на то, что такие требования могут показаться дополнительной нагрузкой, я была рада узнать о такой системе, так как считаю, что бакалавриат должен готовить разносторонне развитых специалистов, а не роботов, запрограммированных сугубо на право, физику или медицину. Более того, свобода выбора также проявляется в выборе специальности: студент вправе выбрать сразу несколько направлений (major), поменять направление или добавить под-направление (minor).
Другим отличием для меня было взаимоотношение студентов с преподавателями и сотрудниками института. В Америке отношение к образованию, как к частному бизнесу – студенты покупают услугу в виде труда профессоров, которые получают зарплату из кармана семей, а не государства. Поэтому существует система равенства, преподаватели чувствуют свою обязанность донести знания и помочь студенту, а не как у нас в России, студенты чувствуют себя обязанными всем и каждому, включая злую тетушку-секретаря в деканате. В США преподаватели хотят, чтобы студенты приходили к ним с вопросами, так как для этого предусмотрено специальное время, вся коммуникация происходит через электронную почту, а почти все занятия ведутся в форме семинарских обсуждений, а не нудных лекций. Я не хочу идеализировать, в любой ситуации бывают исключения, но общая тенденция налицо – преподаватели более доступны и приветливы.
Студенческая жизнь в Америке также отличается своей насыщенностью. Прежде всего, что меня обрадовало – это культ спорта. Здесь есть все возможности для ведения здорового образа жизни в виде огромного спортзала, бассейна, теннисных кортов. Как международный студент, хочу отдать должное офису международных программ, который организует массу развлекательных программ для иностранных студентов от поездки на водопады до пикника в парке. И хотя образование в Америке платное и достаточно дорогое, здесь чувствуется, куда идут деньги. Кроме того, в университете существует возможность и подзаработать! Здесь приветствуется учебное трудоустройство – студенты работают в библиотеке, столовой, фитнес-зале. Я сама работаю в книжном магазине, а летом помогала новым студентам регистрироваться на классы и узнать кампус. Помимо этого университет предлагает огромное количество стажировок и программ обмена с иностранными государствами, которые засчитываются в вашу копилку академического прогресса. А также существует большое количество групп и организаций, куда студент может беспроблемно вступить. В целом, найти способ быть вовлеченным в жизнь университета не проблема.
В заключении хочу отметить, что на данный момент я соглашусь с тем, что
Америка – страна возможностей. Моя студенческая жизнь однозначно стала более насыщенной и интересной. Самостоятельное проживание вдали от дома даёт бесценный опыт и учит независимости. Я очень хотела бы, чтобы российские вузы попробовали концепцию, когда система работает «для» студента, а не наоборот, а также воспитывает любовь к труду. Ведь тогда и образование будет цениться выше, чего не хватает в нашей стране, на мой взгляд.
Истории других людей:
Германия. Обратная сторона медали
Заказать последний выпуск журнала Bright
Комментарии: |