Каждый день, каждую минуту, мы делаем выбор из нескольких вариантов – начиная с того, что съесть (и съесть ли вообще?), и заканчивая решениями, полностью меняющими ход вялотекущих событий, движение которых происходило большей частью по инерции. Решение это способно изменить судьбу и забросить человека на новый поворот жизни.
Анна Туркичёва,
закончила отделение Европеистики в «Bergische Universitдt Wuppertal», Германия, Вупперталь
Так было и со мной. Живу себе по инерции, иду по отлично проложенной и утрамбованной лыжне: окончание университета, работа, личная жизнь – всё как полагается, но что-то неймётся. Лыжня превращается в ходьбу по кругу. И до того тошно становится, что приходит понимание –
надо что-то менять! А что менять – не знаю. В наше время, если не знаешь, что делать, кого спрашиваешь? Правильно, гугл. Именно он подсказал мне одну замечательную программу обучения – Европейский Институт имени Клауса Менерта. «Понимать Европу» –
именно так звучит цель магистерской программы по европеистике в ракурсе Россия-Европа. Обучение делилось на две части – теоретический курс в Калининграде и продолжение обучения в университете Вупперталь (Германия) для получения степени магистра. Привлекательно? Ещё бы! Мой выбор сделан. Об их выборе я узнала спустя два дня после того, как отправила заявку на поступление – они тоже меня выбрали. Ура! Пакую чемодан и переезжаю в Калининград!
Меня охватывают смешанные чувства – волнение борется с большим любопытством, ведь я слышала, что западная система высшего образования отличается от российской. Надеюсь, что первая информационная встреча с координатором прояснит ситуацию. Координатор сообщает, что через неделю стартует первый модуль: «Европейская история и политика». «Для подготовки к нему, прочтите, пожалуйста, дорогие мои, вот эту стопку распечаток»! (страниц в двести! На немецком языке! Кант! Маркс! Черчилль! Эразм Роттердамский в конце концов!..). Аллес клар*. И тут сразу же хочу подчеркнуть основное, на мой взгляд, отличие европейского обучения от нашего: там учат думать, тут –запоминать. Ни один профессор в Германии ни разу не проверил у меня знание фактического материала. По прочитанным первоисточникам мы делали презентации, давая возможность коллегам по студенческой скамье задавать вопросы, обсуждать, анализировать, размышлять. При этом каждое мнение считается. Поэтому студенты не стесняются его высказывать. Потому что каждый – личность, представляющий свою точку зрения. Важно также отметить отличие немецких студентов от российских (или стран бывшего Советского Союза). Назовём так, «западные» студенты и «восточные». Если профессор задавал нам какой-либо каверзный вопрос, как правило, «западные» ребята вели себя очень активно, живо отвечали, спорили, аргументировали, отставали свою точку зрения, в то время как их «восточные коллеги», потупив взор, еле слышно молились о том, чтобы их не спросили. Я задумалась, почему так? Наверное, так мы научены ещё со школы, внушениями вроде «инициатива наказуема». Даже язык телодвижений может указать на причину. Если вспомнить, как нас учили сидеть за партой: прямо, согнутые в локтях руки сложены впереди и сомкнуты. Классическая закрытая поза. На уровне подсознания ученик в таком положении стремится как бы выстроить между собой и окружающими преграду. Такое положение больше подходит для погружения в собственные мысли, размышлений, обдумывания каких-то проблем, но не для коммуникации. Ещё один, на мой взгляд, важный аспект – это позиционирование преподавателя, профессора. «Западный» преподаватель не «царь и бог». «Западный» преподаватель – наставник, учитель, который общается со своими студентами на равных. Он не давит, а направляет. Учит учиться. Настоящий фанат просвещения и идеалов «Libertй, Йgalitй, Fraternitй»**. Человек, заражающий своей жаждой знаний. Образ, конечно, собирательный, но полностью отражающий моё восприятие, основанное на небольшом, но всё-таки опыте.
Вообще идеалами свободы пронизана вся университетская жизнь в Германии. Студент сам составляет себе расписание и решает, в какой форме он будет отчитываться в конце семестра (кстати, вариантов может быть много – устный экзамен или письменный тест, реферат, короткие эссе в течение семестра и т.д.). На территории университетов часто располагаются пивные, где можно отдохнуть и пофилософствовать после занятий, иногда даже с преподавателями. Студент может выбрать занятие спортом по душе или же дополнительный иностранный язык. Для меня лично период учебы в Вуппертале стал поворотным моментом в жизни. Самое главное: я научилась думать и получать от этого удовольствие, делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность.
* Нем. — Все ясно.
**Фр. – Свобода. Равенство. Братсво
Истории других людей:
Германия. Обратная сторона медали
Заказать последний выпуск журнала Bright:
Комментарии: |